ЕСПЧ указал, когда государство не несёт ответственности за сексуальное насилие над детьми

0
218
еспч

В решении Палаты ЕСПЧ по делу «Х и другие против Болгарии» (жалоба № 22457/16) Европейский суд по правам человека единогласно постановил, что нет нарушения статей 3 (запрещение пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения) и 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Европейской конвенции о правах человека.

Дело касалось обвинений в сексуальных надругательствах над тремя детьми в детском доме в Болгарии до их усыновления итальянской парой в июне 2012 года.

Заявители были гражданами Италии, проживающими в Италии. Это были мальчик (X) и две девочки (Y и Z), которые были помещены в детский дом в Болгарии и усыновлены итальянской парой в июне 2012 года, когда им было двенадцать, десять и девять лет соответственно. Через несколько месяцев после их усыновления их родители сообщили различным итальянским властям и итальянской прессе, что их дети подвергались сексуальному насилию в детском доме в Болгарии.

В январе 2013 года, получив информацию об этой статье в итальянской прессе, Национальное агентство по защите детей в Болгарии распорядилось провести инспекцию данного детского дома и проинформировало прокуратуру. В том же году было проведено полицейское расследование, а также еще одна проверка со стороны органов по защите детей. Эти процедуры привели к прекращению дела, поскольку прокуратура посчитала, что ни одно из доказательств не указывает на совершение каких-либо преступлений. В январе 2014 года министерство юстиции Италии официально обратилось к болгарским властям. Было начато дополнительное расследование, после которого областная прокуратура подтвердила решение о прекращении производства.

Что касается эффективности расследования, проведенного болгарскими властями, ЕСПЧ постановил, что не было нарушения статей 3 и 8 Конвенции.

Во-первых, болгарские власти действовали незамедлительно и усердно, как только им сообщили о предполагаемых фактах через прессу, несмотря на то, что они не получили никакой официальной жалобы от заявителей. Они полностью сотрудничали с итальянскими властями, постоянно информируя их о результатах расследования и принимая во внимание свежие доказательства, переданные этими властями. Полиция и отдел охраны детства осмотрели приют и приняли ряд следственных мер, в том числе проверили медицинские записи детей в приюте и опросили сотрудников, детей и других лиц.

Во-вторых, поскольку заявители утверждали, что власти должны были начать с более действенных следственных мер, таких как прослушивание телефонных разговоров и тайные операции, и что, не сделав этого, они подорвали эффективность расследования, Суд отметил, что это является результатом действий родителей заявителей, которые довели информацию до сведения общественности. Например, журналист, с которым связались родители, затем связался с некоторыми лицами, причастными к этому делу, и опубликовал статью в итальянской прессе, которая впоследствии была передана болгарским СМИ до того, как дело было передано болгарским властям.

В-третьих, прокуратура столкнулась с двумя противоречивыми версиями событий. В этой связи утверждения заявителей, которые были единственным прямым доказательством в распоряжении болгарских властей, были кратко сформулированы и предоставили мало фактических деталей, отсутствовала медицинская справка, подтверждающая утверждения о насилии в отношении них. Следовательно, вывод болгарских властей о том, что следственные меры не смогли собрать достаточных доказательств, позволяющих установить, что было совершено какое-либо злоупотребление, не казался произвольным или необоснованным, и Суд не отметил никаких заслуживающих порицания недостатков или нежелания компетентных органов пролить свет на событиях или для выявления и судебного преследования тех, кто потенциально виновен.

В-четвертых, родители заявителей не были лишены возможности участвовать в расследовании, поскольку в соответствии с национальным законодательством им было разрешено обжаловать решение о прекращении производства, принятое после расследования, начатого по запросу итальянских властей в январе 2014 года. Следовательно, болгарские власти выполнили свои процессуальные обязательства по проведению эффективного расследования утверждений заявителей.

Что касается обязательства государства-ответчика принять меры для защиты заявителей, Суд постановил, что не было нарушения статей 3 и 8 Конвенции. Согласно отчетам, подготовленным властями, ответственными за осмотр приюта, был принят ряд общих мер для обеспечения безопасности детей, проживающих там. В частности, контролировался доступ третьих лиц в детский дом, третьи лица и работники мужского пола имели доступ к частям помещений, отведенных для детей там, где это было абсолютно необходимо, и только в сопровождении сотрудницы-женщины дети регулярно посещали сторонним врачом общей практики и психологом детского дома, и они имели доступ к телефону и горячей линии для детей, находящихся в опасности.

Кроме того, расследование не показало, что директор или сотрудники приюта знали о злоупотреблениях, на которые жаловались заявители. Наконец, в записях о детях или в материалах врача и психолога приюта не было никаких свидетельств такого злоупотребления. Поэтому Суд не смог прийти к какому-либо иному выводу, чем вывод следователей. Следовательно, принимая во внимание имеющиеся у него доказательства, Суд счел, что не было установлено, что болгарские власти не выполнили своего обязательства принять превентивные меры для защиты заявителей от риска подвергнуться жестокому обращению.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь