ЕСПЧ: система урегулирования футбольных споров должна быть реформирована

0
281

В сегодняшнем решении ЕСПЧ по делу «Али Риза и другие против Турции» (жалобы № 30226/10, 17880/11, 17887/11, 17891/11 и 5506/16) в отношении футбольных споров единогласно установлено нарушение пункта 1 статьи 6 (право на справедливое разбирательство) Европейской конвенции о правах человека в связи с отсутствием независимости и беспристрастности органа, Арбитражного комитета Турецкой федерации футбола («TFF»), который принял решение по спорам, связанным с профессиональным футболистом Омером Ризой и судьей Серканом Акалем.

Спор Ризы касался его контракта, тогда как вопрос Акаля касался его понижения в статусе футбольного рефери. Решения TFF по их делам не подлежали судебному пересмотру. ЕСПЧ, в частности, установил, что исполнительный орган TFF, Совет директоров, который всегда в основном состоял из членов или руководителей футбольных клубов, оказал слишком сильное влияние на организацию и функционирование Арбитражного комитета.Регламент TFF также не предусматривает надлежащих мер защиты членов Арбитражного комитета от любого внешнего давления. Отмечая, что дело выявило системную проблему в отношении урегулирования футбольных споров в Турции, ЕСПЧ указал в соответствии со статьей 46 (обязательная сила и исполнение), что государство должно принять меры для обеспечения структурной независимости Арбитражного комитета. Он объявил жалобы трех футболистов-любителей неприемлемыми, в частности, потому что статья 6 не применима в их случаях.

ЕСПЧ отметил, что хоть спортивный арбитраж и не является государственным судом, к его процедуре должны быть применимы конвенционные стандарты, поскольку закон предусматривал обязательную юрисдикцию Арбитражного комитета в отношении договорных споров. Суд принял к сведению доводы властей Турции о том, что в интересах урегулирования споров, возникающих в контексте профессионального спорта, целесообразным будет передать их в специализированный орган, который может вынести решение быстро и недорого. Обращение в единый и специализированный арбитражный суд способствует определенному процессуальному единообразию и укрепляет правовую определенность, и негосударственный механизм урегулирования споров мог бы стать надлежащим решением в этой области, учитывая также соответствующие правила ФИФА и УЕФА. Однако сам характер футбольных споров и особенности механизма разрешения споров Арбитражным комитетом недостаточны для того, чтобы лишить заявителей права на справедливое судебное разбирательство, гарантировангого пунктом статьи 6 Конвенции.  

Кроме того, Арбитражный комитет, состоящий в основном из юристов или ученых, специализирующихся в области спортивного права, не был связан какими-либо правилами профессионального поведения. Они не должны были давать клятву или делать торжественное заявление, прежде чем приступить к своим обязанностям. Более того, они не были защищены от гражданско-правовой ответственности. В правилах TFF не было установленного срока полномочий членов. Их мандат был таким же, как и у Совета директоров, что неоправданно увязывало их полномочия с исполнительным органом. Кроме того, члены не должны были раскрывать обстоятельства, влияющие на их независимость и беспристрастность, и не было конкретной процедуры для решения проблем, с которыми сталкивается судья при наличии таких оснований.

ЕСПЧ, помимо того что присудил компенсацию по 12 500 евро  каждому в качестве компенсации морального вреда, установил системную проблему, касающуюся урегулирования футбольных споров в Турции. Он счел, что государству следует принять меры по реформированию системы урегулирования таких споров под эгидой TFF, такие как реструктуризация Арбитражного комитета, чтобы он был достаточно независимым от Совета директоров.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь