По рекомендациям Европейского суда по правам человека разработан проект Закона, который бы привел в соответствие национальное законодательство к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Его зарегистрировали в Верховной Раде Украины 12 июня под №6581.
Основные предложения проекта Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно недопущения нарушений прав и свобод, гарантированных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод)» касаются Уголовного процессуального кодекса Украины, в частности предлагается:
- исключить положение, согласно которому действие меры пресечения в виде содержания под стражей, примененной во время досудебного следствия, автоматически продлевается после начала судебного разбирательства, если отсутствуют ходатайства сторон (статья 315 УПК Украины);
- установить правило, согласно которому суд первой инстанции в подготовительном судебном заседании обязан в обязательном порядке рассмотреть вопрос об избрании, изменении или отмене меры пресечения обвиняемому после получения обвинительного акта (статья 315 УПК Украины);
- предусмотреть, что обвинительный акт в уголовном производстве, в котором подозреваемый содержится под стражей, должен передаваться в суд заблаговременно с учетом срока, необходимого для решения судом вопроса о применении меры пресечения до истечения срока действия предыдущего постановления следственного судьи, но не позднее чем за 10 дней до окончания срока действия такого решения (изменения в статью 291 УПК Украины).
- закрепить обязанность суда каждые два месяца ревизовать правомерность и наличие оснований для дальнейшего содержания обвиняемого под стражей.
- наделить суд кассационной инстанции и Верховный Суд Украины полномочиями решать вопрос о применении меры пресечения в отношении обвиняемого после отмены приговора и направления дела на новое рассмотрение (в одном судебном заседании) (изменения в статьи 436, 454 УПК Украины).
Учитывая тематику проекта, в его рамках предлагается также решить вопрос ответственности прокуроров за действия (бездействие), которые привели к признанию ЕСПЧ нарушений Украиной Конвенции, что констатировано в окончательных решениях Суда. В частности, в случае отсутствия признаков преступления, нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод предлагается признать отдельным основанием для дисциплинарной ответственности прокурора (изменения в статьи 43, 46, 48 Закона Украины «О прокуратуре»).
Совершение такого дисциплинарного проступка при определенных условиях может привести к увольнению прокурора с должности (по результатам дисциплинарного производства).
Принятие проекта может уменьшить риски необоснованного содержания лиц под стражей во время рассмотрения уголовного производства судами всех инстанций, как того требует ЕСПЧ.