Проблема двойного гражданства в Украине уже давно вызывает дискуссии, так как действующее законодательство страны порождает целый ряд правовых коллизий по данному вопросу. Анализ действующей нормативно-правовой базы в этой сфере свидетельствует о наличии значительных пробелов в законодательстве, относительно решения проблемы двойного гражданства в Украине.
Учитывая последние события в Украине, срочное внедрение международно-правовых стандартов в сфере гражданства, приобретает особую актуальность.
Согласно статье 4 Конституции в Украине существует единое гражданство, а правовое содержание гражданства, порядок его приобретения и прекращения, полномочия органов государственной власти, участвующих в решении вопросов гражданства Украины определяются ЗУ «О гражданстве Украины».
Статьей 1 Закона предусмотрено, что гражданство — это правовая связь между физическим лицом и государством, которая находит свое проявление во взаимных правах и обязанностях.
Статьей 2 Закона установлено, что одним из основных принципов, на которых основывается законодательство Украины о гражданстве, является принцип единого гражданства — гражданства государства Украина, который исключает возможность существования гражданства административно-территориальных единиц Украины.
При этом Конституция и Законы Украины не дают толкования понятию «множественное (двойное) гражданство». На сегодня Законом Украины «О гражданстве Украины» не установлено как именно граждане Украины должны декларировать второе гражданство, ведь в Украине нет форм фиксации двойного гражданства. Доказать факт наличия у гражданина Украины гражданства иностранного государства сейчас практически невозможно.
Действительно, значительное число государств мира позволяют своим гражданам иметь двойное гражданство. Среди них, например, Венгрия, Бельгия, Финляндия, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Кипр, Латвия, Швеция, Великобритания, Канада, Бразилия, Колумбия и другие.
В свою очередь, согласно ч. 1 ст. 19 Закона, добровольное приобретение гражданином Украины гражданства другого государства является основанием для прекращения гражданства Украины.
С целью урегулирования института двойного гражданства вчера, 21 ноября, в ВРУ зарегистрировали законопроект «О внесении изменений к некоторых законодательных актов Украины относительно приобретения (прекращения) гражданства Украины, гражданства (подданства) другого государства или гражданств (подданств других государств)» №5433.
Проектом Закона предлагается урегулировать вопросы множественного (двойного) гражданства, которое имеет комплексный характер и приобретает все большую актуальность в Украине через влияние как внешних, так и внутренних факторов.
Вызовом для безопасности Украины является тенденция приобретения его гражданства гражданами сопредельных государств, которые в полуофициальных заявлениях определяют своим приоритетом формирование территориальных автономий в соседних странах.
Сомнительная лояльность к Украине части бипатридов является возможным источником дестабилизации и социальной напряженности. В таких условиях доступ к государственной и служебной тайне, выполнение публичных функций государства или органов местного самоуправления для носителей двойного гражданства — абсурдно. Проектом Закона предлагается законодательно закрепить необходимость служебной проверки лиц, претендующих на государственные должности на предмет наличия у них гражданства (подданства) другого государства. В случае выявления у должностных и служебных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления гражданства (подданства) другого государства или гражданств/подданств других государств, согласно законопроекту, они подлежат увольнению со службы/работы.
Проектом Закона значительно расширены полномочия государственных органов власти, которые принимают участие в решении вопроса гражданства, а также СБУ, Нацполиции, Госпогранслужбы и прокуратуры по осуществлению ими мер с целью предупреждения, выявления, прекращения и раскрытия случаев принадлежности граждан Украины к гражданству другого государства.
Законопроектом предлагается уменьшить срок представления иностранцами документа о прекращении иностранного гражданства с двух лет до шести месяцев и заменить понятие «временное удостоверение гражданина Украины» на понятие «временное удостоверение личности, изъявившее намерение приобрести гражданство Украины». Такие изменения в Закон Украины «О гражданстве Украины» предоставят возможность исключить случаи откровенного манипулирования нормами действующего Закона Украины «О гражданстве» со стороны некоторых иностранцев, которые получают гражданство Украины, чтобы избежать уголовной ответственности в другой стране приобретают гражданство Украины с целью решения своих меркантильных интересов.
Кроме этого, проектом предлагается предусмотреть в Законе случаи, когда лицо не может приобрести гражданство Украины по территориальному происхождению, расширить условия принятия в гражданство Украины, дополнить Закон новыми основаниями для потери гражданства (в том числе и по территориальному происхождению), а также установить обязанность гражданина Украины сообщать о получении гражданства другого государства.
Проектом Закона предлагается установить, что в гражданство Украины не принимается лицо, которое принадлежит к гражданству государства, которому Украина объявила состояние войны и пять лет после дня заключения мира. Так же предлагают поступать и с гражданами государства-агрессора.
Кроме того, предлагают ввести административную ответственность за нарушение обязанности гражданина Украины относительно сообщения о получении гражданства (подданства) другого государства.
В целом, в случае принятия законопроекта изменения коснутся свыше 30 Законов Украины.