В условиях значительного оттока вкладов из банковской системы, снижение уровня платежной дисциплины заемщиков, существенного роста официального валютного курса и выводом с рынка целого ряда банков, банковская система нуждается в эффективной регуляции, которая обеспечит ее сохранность, а затем — нормальное функционирование всей экономики.
В такой ситуации государством должны приниматься все возможные меры для создания предпосылок и создание прозрачных процедур взаимодействия Национального банка Украины и банков, особенно в ситуации отнесения их к категории проблемных, ведь прозрачность и понятность правил, которые существуют в банковском секторе будет положительным сигналом для прихода иностранных инвесторов на рынок и повышению положение Украины в рейтинге Doing Business.
Текущее регулирование процедуры отнесения банков к категории проблемных на сегодняшний день не является комплексным и содержит в себе противоречия, ведет к отмене судами решений Национального банка Украины об отнесении банков к категории проблемных и их последующее выведение с рынка. Также по информации Национального банка большинство из банков, по которым было принято решение о признании их проблемными, в дальнейшем были признаны неплатежеспособными, что является признаком непроизводительности использования этого механизма в существующей регуляции.
Возникла необходимость внесения изменений в Закон Украины «О банках и банковской деятельности» в части упорядочения процедуры и последствий признания банков проблемными.
Учитывая, что признание банка проблемным с большой вероятностью ведет к следующему признанию его несостоятельным (что вызывает все негативные последствия, связанные с выводом банка из рынка через процедуру работы Фонда гарантирования вкладов физических лиц), необходимо ограничить критерии отнесения банков не только к категории неплатежеспособных , но и к категории проблемных, исключительно нормами закона, с целью минимизации влияния субъективных факторов.
Напомним, что в 2015 году норма о необходимости регистрации актов Национального банка Украины в Министерстве юстиции Украины была отменена. Усиливая независимость Национального банка Украины как регулятора, это привело к сужению досудебных методов урегулирования проблемных вопросов и ведет к риску злоупотребления правом со стороны государственного органа.
За улучшение инвестиционного климата в Украине взялись народные депутаты Довбенко М.В., Фурсин И.Г., Поляков М.А., Романюк В.М., Дзензерский Д.В. — 21.10.2016 года в ВРУ зарегистрирован проект закона о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно повышения эффективности регуляторной деятельности Национального банка Украины №5304. Принятие законопроекта повлечет изменения в Кодексе Украины об административных правонарушениях, Законе Украины «О банках и банковской деятельности» и Законе Украины «О Национальном банке Украины».
Законопроект предусматривает предоставить Совету Национального банка Украины право проводить экспертизу нормативно-правовых актов Национального банка на их соответствие требованиям законодательства Украины. Также предусматривается ограничение перечня оснований отнесения банков к категории проблемных, а требования Закона должны защитить банковский сектор от, иногда, предвзятых действий НБУ.
Кроме того, определяется более четкая регламентация порядка отнесения банка к категории проблемных.
Предлагается, чтобы проблемный банк Украины в течение 10 рабочих дней с момента отнесения его к категории проблемных подал в Национальный банк Украины план мероприятий по приведению своих деятельности в соответствие с законодательством.
Национальный банк Украины в течение 10 рабочих дней с момента получения такого плана мероприятий обязан его рассмотреть и проанализировать соответствие предлагаемых мер основаниям, из которых банк был отнесен к категории проблемных, и принять одно из следующих решений:
— Согласовать план мероприятий;
— Отклонить план мероприятий;
— Предоставить обоснованные предложения по доработке плана мероприятий.
В случае предоставления Национальным банком Украины предложений по доработке плана мероприятий, проблемный банк обязан в течение 3 рабочих дней подать в Национальный банк Украины доработанный план мероприятий, а Национальный банк Украины в течение 3 рабочих дней после подачи доработанного плана мероприятий обязан принять решение о согласовании или отклонения такого плана.
Введение предлагаемых законопроектом изменений призваны устранить элемент субъективности со стороны сотрудников НБУ при отнесении банка к категории проблемных. Также закон будет способствовать внедрению более четкой и прозрачной процедуры взаимодействия Национального банка и банка, отнесенного к категории проблемных.