В прошлом году в Голосеевский районный суд г. Киева поступило 5540 протоколов, в Печерский районный суд г. Киева — 4331 протокол, в Подольский районный суд г. Киева — 3131 протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 124 КУоАП. В среднем на один суд приходится около 4500 протоколов об административных правонарушениях лишь по ст.124 КУоАП.
Дела о совершении административных правонарушениях рассматриваются теми же судьями, которые параллельно рассматривают гражданские, уголовные и определенные категории дел в порядке административного судопроизводства. Такой подход чрезмерно нагружает суды и приводит к затягиванию рассмотрения всех категорий дел.
Более того, именно уполномоченные работники подразделений Нацполиции проходят специальную подготовку и имеют необходимые знания и навыки, на основе которых и составляют протокол о совершении ДТП. То есть можно говорить об отсутствии необходимости в дублировании функций в случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол, признает свою вину.
Для разгрузки судебной системы в Раде зарегистрировали законопроект «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно упрощения порядка рассмотрения дел о ДТП, в случае признания лицом, в отношении которого составлен протокол, своей вины» от 26 мая №6516.
Предложенным документом предусматривается:
- передача полномочий по рассмотрению дел о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 124 КУоАП (в случае признания лицом, в отношении которого составлен протокол, своей вины) подразделениям Нацполиции или службы правопорядка ВСУ;
- в случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 124 КУоАП не признает свою вину, протокол о совершении такого правонарушения, как и ранее, будет рассматриваться в судебном порядке;
- в случае полного признания вины лицом, в отношении которого составлен протокол о совершении ДТП, она может указать это в протоколе собственноручно и засвидетельствовать личной подписью.
Как видим, законопроект призван решить несколько проблемных вопросов одновременно. В частности, он позволит разгрузить суды, которые вынуждены рассматривать дела о ДТП даже в случае, когда лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, признает себя виновной и не оспаривает решения должностных лиц Нацполиции.
Также это поможет сократить период рассмотрения дел об административных правонарушениях минимум на месяц. Примерно такой период занимает вся процедура: составление протокола по делу об административном правонарушении; обработки канцелярией Нацполиции, службы правопорядка ВСУ; направление его в канцелярию суда; автоматизированное распределение на конкретного судью; назначение даты и времени рассмотрения; вызов лица, в отношении которого составлен протокол; судебное разбирательство; вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. Кроме того, такие изменения приведут к разгрузке как судов общей юрисдикции так и апелляций, что ускорит рассмотрение других категорий дел (гражданские, уголовные, в порядке административного судопроизводства).
И, в третьих, освободит граждан от необходимости платить дополнительные 320 грн. судебного сбора, в случае, если лицо признает себя виновным в совершении ДТП. Действующие нормы фактически обязывают лицо платить за одно и то же правонарушение дважды: первый раз — от 340 грн. по санкции ст. 124 КУоАП, второй — 320 грн. судебного сбора.
Авторы законопроекта уверяют, что путем внесения изменений в КУоАП в части передачи полномочий подразделениям Национальной полиции или службы правопорядка в ВСУ по рассмотрению дел о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 124 КУоАП (в случае признания лицом, в отношении которого составлен протокол, своей вине) эти проблемы будут решены.
Для пресечения злоупотреблений работниками Нацполиции будет сохранено процедуру судебного рассмотрения дел о совершении ДТП в случае признания вины лицом, в отношении которого составлен протокол. Кроме того, ст. 287, 288 КУоАП обеспечивают общее право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.
Упрощение процедуры, существенное сокращение периода рассмотрения дел о ДТП и уменьшение вдвое расходов граждан будет положительно воспринято со стороны общественности.