Почему картели — это плохо? В экономической науке придерживаются аксиомы, что направленность картелей против конкуренции очевидна, поэтому даже не требуют объективной мотивации для их запрета.
По определению Европейской комиссии, «картелями есть соглашения и / или согласованные действия двух или более конкурентов, направленные на координацию конкурентного поведения на рынке и / или влияют на соответствующие параметры конкуренции с помощью таких действий, как установление цен закупки или продажи или других коммерческих условий, распределение квот на производство или реализацию продукции, распределение рынков, в т. ч. мошеннические действия при проведении торгов, ограничения импорта или экспорта, и / или действия, направленные на ограничение конкуренции, принятые против других конкурентов ».
Результатом сговора между участниками картеля может стать фактическая монополизация рынка. А это приведет к:
- прямому повышению цен для конечного потребителя;
- значительным финансовым затратам клиентов;
- снижению уровня благосостояния в обществе.
Считается, что картели гораздо вреднее для потребителей, чем антиконкурентные действия, где затраты и выгоды вмешательства обычно тщательно взвешиваются.
Количество рассмотренных в последнее время картельных дел свидетельствует о наличии постоянной проблемы, а в мире распространяется общее убеждение, что борьба с «злостными картелями», как и выработка самых инструментов такой борьбы, должна быть приоритетной задачей правоприменительных органов.
«Безусловно, программы смягчения наказания является эффективным инструментом расследования из когда-либо созданных для борьбы с картелями» — Скотт Хэммонд, директор уголовного правоприменения, Антитрестовское отделения Минюста США.
Смягчение наказания означает любое уменьшение санкций в награду за информацию или сотрудничество при расследовании. Применяется как к компании, так и к физическим лицам, и может включать предложение более низкого штрафа, менее срока или ограничительного принуждения или даже полного иммунитета (в разных правовых системах «смягчения» определяется по-разному).
Серьезность возможного наказания, включая риск личной ответственности, является важным фактором успеха таких программ.
Большинство крупных стран с антикартельним правоприменением имеют программы смягчения наказания, и много таких программ было усилено в последние годы.
Сегодня конкурентное законодательство Украины при определенных условиях предусматривает даже полное освобождение лица от ответственности за антиконкурентные согласованные действия.
В частности, «лицо, совершившее антиконкурентные согласованные действия, но раньше других участников этих действий добровольно сообщило об этом Антимонопольный комитет Украины или его территориальное отделение и предоставило информацию, которая имеет существенное значение для принятия решения по делу, освобождается от ответственности за совершение антиконкурентных согласованных действий, предусмотренной статьей 52 настоящего Закона» (часть 5 статьи 6 Закона Украины «О защите экономической конкуренции»).
В то же время, за совершение антиконкурентных согласованных действий (картельный сговор) штраф составляет 10 процентов от оборота компании за предыдущий год.
Власти стремятся помочь построить эффективный бизнес на честных началах и предлагают сообщать их в случае выявления информации по сговору между участниками на определенном рынке. Для это необходимо подать заявление в Антимонопольный комитет Украины об освобождении от ответственности за совершение нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, предусмотренного пунктом 1 статьи 50 Закона Украины «О защите экономической конкуренции».