Что такое «адвокация» или есть ли у нас в стране место лоббизму?

0
521

В парламенте зарегистрировали Проект Закона Украины «О публичной адвокацие» №5659 от 19 января 2017 года. В настоящее время деятельность в сфере адвокаси не регулируется законодательством.

Законопроект предусматривает введение законодательного регулирования понятия адвокационной деятельности. Он обеспечивает механизм регистрации участников адвокаси-процессов, их права и обязанности, а также механизмы публичного общественного контроля в данной сфере.

Адвокаси – деятельность субъекта адвокационной деятельности, направленная на поддержку принятия, изменения или отмены законов, других нормативно-правовых актов, их проектов, органами государственной власти, органами местного самоуправления Украины, другими субъектами властных полномочий, их должностными и служебными лицами, а также депутатами всех уровней.

Адвокаси в разном виде существует во всех странах мира. В отдельных случаях – как механизмы регламентации общественного участия, в других случаях – как часть механизма регулирования осуществления лоббизма. В Украине данная сфера законодательно не урегулирована.

Вместе с тем деятельность в сфере адвокаси постоянно проводится на всех уровнях. Отсутствие механизма ее регулирования создает, с одной стороны, неясность прав и обязанностей процесса, а с другой – лишает общественность от возможности иметь реальную информацию относительно лиц, которые выступают за принятие определенного акта, совершения определенных действий. Наличие такой информации является важной составной частью политического процесса, поскольку предоставляет информацию о причинах действий должностных лиц и группы, которые способствуют принятию конкретного решения.

Законопроект предлагает ввести в Украине мягкую модель регулирования деятельности в сфере пропаганды, которая предоставляет достаточную автономию участникам процесса, возлагая на них обязанности по раскрытию сведений о своей деятельности и полагаясь на механизмы саморегулирования.

Законопроект предусматривает, что любое юридическое лицо или общественное объединение или ассоциация таких объединений имеют право стать субъектом адвокационной деятельности. Такая деятельность не обязательно является основной формой деятельности организации. Например, завод по производству автомобилей может стать субъектом по адвокаси и провести только одну компанию по принятию законопроекта относительно установления определенных налоговых льгот для нее. В то же время могут существовать общественные объединения, основной и единственной целью которых является адвокация во всех сферах общественной жизни.

Субъекты адвокационной деятельности регистрируются Министерством юстиции Украины и вносятся в соответствующий Единый реестр субъектов адвокационной деятельности. Каждый зарегистрированный субъект самостоятельно определяет конкретных физических лиц, которые будут осуществлять непосредственную работу в сфере адвокаси. Субъект самостоятельно определяет способ отбора этих лиц, правила их работы, этический кодекс поведения, принимает решения о прекращении их деятельности. О всех лицах, которые будут осуществлять деятельность в сфере адвокаси соответствующий субъект уведомляет органы юстиции, которые вносят их в государственный реестр.

Таким образом, в Едином государственном реестре будет содержаться информация о юридическом лице, которое является субъектом адвокационной деятельности, и о физических лицах, которые уполномочены осуществлять непосредственную деятельность от имени этого субъекта. Только сам субъект адвокационной деятельности определяет, каким образом он формирует этот состав физических лиц. Вместе с тем не могут осуществлять деятельность в сфере адвокации лица, которые имеют не снятую или не погашенную судимость за совершение умышленного преступления, которых было привлечено к ответственности за коррупционное правонарушение или правонарушение, связанное с коррупцией – в течение года со дня привлечения к ответственности, государственные служащие или должностные лица местного самоуправления, судьи, народные депутаты Украины (во время работы и в течение двух лет со дня увольнения), имеют иностранное гражданство, занимали должности в незаконных органах, образованных террористами в зоне АТО и лица, к которым применена люстрация (в течение 5 лет).

Сама адвокационная деятельность осуществляется в двух видах: для обеспечения собственных интересов или на договорных началах. В первом случае субъект осуществляет «адвокационный проект», который он выполняет своими силами или с привлечением других субъектов адвокационной деятельности, но не на коммерческой основе – то есть, результатам их работы есть только удовлетворения собственных потребностей субъекта, или потребностей определенной отрасли, которую субъект представляет.

Адвокационная деятельность на договорных началах осуществляется субъектами, которые принимают заказы на услуги по адвокации, способствуют принятию определенных решений в интересах заказчика и получают прибыль.

Информация о адвокационных проектах и договорах обязательно размещается на веб-сайте субъекта адвокационной деятельности. При этом договоры подлежат обнародованию, таким образом, общественности предоставляется информация о заказчике определенной деятельности и о суммах, которые используются для ее осуществления.

Во время адвокационной деятельности лица наделяются целым рядом дополнительных возможностей. Так, во время исполнения договора о предоставлении услуг по адвокации или выполнения адвокационного проекта физическое лицо, осуществляющее адвокацию, имеет право:

1) встречаться с должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления;

2) подавать органу государственной власти, местного самоуправления, их должностным и служебным лицам проекты актов, тексты предложений и поправок к проектам актов или возражения относительно проектов актов, предложений и поправок к ним;

3) представлять народным депутатам Украины, депутатам Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутатам местных советов проекты актов соответствующих органов, предложений и поправок к другим проектам, возражений относительно принятия проектов, предложений и поправок к ним, иных предложений относительно деятельности соответствующего органа;

4) свободно знакомиться с проектами актов и всех приложенных к ним документов, за исключением документов, содержащих охраняемую законом тайну;

5) беспрепятственного доступа, по предварительному уведомлению, а в случаях, предусмотренных законодательством — аккредитацией, на заседания выборных органов или их комитетов, их исполнительных органов; на заседания других субъектов властных полномочий, на которых рассматривается вопрос, что является предметом договора о предоставлении услуг лоббизма; к помещениям, в т.ч. административных, в которых происходит встреча субъекта лоббизма относительно предмета лоббизма с депутатами, должностными или служебными лицами органов государственной власти и местного самоуправления (кроме режимных и секретных объектов);

6) разрабатывать проекты актов, поправок и предложений к ним;

7) участвовать в обсуждении проектов актов, поправок и предложений к ним на заседаниях постоянных комиссий местных советов, комитетов Верховной Рады Украины, правительственных комитетах, заседаниях рабочих групп и комиссий, образованных с целью обсуждения вопроса, по которому осуществляется лоббизм;

8) проводить публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, обсуждения, конференции, «круглые столы», пресс-конференции, брифинги, публичные переговоры и тому подобное);

9) распространять в средствах массовой информации сведения в поддержку вопрос, относительно которого осуществляется лоббирование;

10) заказывать проведение экспертиз, проведения исследований по вопросам, в отношении которых осуществляется лоббирование;

11) получать от органов государственной власти и местного самоуправления письменные ответы относительно внесенных предложений;

12) собирать подписи в поддержку или против поддержки определенной инициативы или проекта;

13) участвовать в процессе обсуждения регуляторного акта и другие определенные законодательством права.

Законопроект предусматривает возможность установки дополнительной регламентации сотрудничества органов государственной власти и местного самоуправления с адвокационными организациями в их положениях или регламентах работы.

Вместе с тем информацию о каждом мероприятие в рамках выполнения проекта или договора субъект адвокационной деятельности обязан обнародовать на своем веб-сайте в течение пяти дней со дня его проведения, в том числе предоставлять информацию о стоимости соответствующего мероприятия, лиц, с которыми проводились встречи, суть вопросов, которые обсуждались на таких встречах, и тому подобное.

Также законопроект предусматривает ежегодную отчетность о адвокационной деятельности, которую субъект должен подать в органы юстиции.

Законопроект предусматривает право образования ассоциаций субъектов адвокационной деятельности, которые могут регулировать совместную деятельность субъектов, их взаимодействие, правила поведения и тому подобное.

Законопроект предусматривает наказание в виде штрафов за нарушение обязанностей по раскрытию отчетности, но предусматривает и механизмы защиты нарушенных прав субъектов адвокационной деятельности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь