Основным заданием Болонского процесса является создание общей зоны европейского образования. Конечной целью создания общей зоны европейского образования является обеспечение возможности свободного передвижения студентов и работников между странами Европейского Союза. Обеспечить такую возможность можно лишь при условии введения единых стандартов и критериев обучения и оценивания студентов. Единые стандарты, в свою очередь, обеспечиваются разработкой кредитно-трансферной системы, при которой каждой дисциплине присваивается определенное количество кредитов, что позволяет засчитывать студенту уже прослушанные дисциплины и не «пересдавать» их в случае перемещения в другой вуз. Кредит определяет объем нагрузки, которую должен выполнить студент, чтобы усвоить ту или иную дисциплину и получить соответствующую компетентность. Более того, кредиты сохраняются пожизненно, а следовательно, обеспечивают не только мобильность студента, но и накопление новых знаний на протяжении жизни. В конечном итоге Болонский процесс направлен на обеспечение саморазвития личности на протяжении всей жизни.
На достижение этих результатов и направлены все реформы, которые проводятся в рамках Болонского процесса, но, к сожалению, четкого понимания конечной цели, которая должна быть достигнута в ходе этих реформ, у большей части населения еще нет. Причем эта проблема касается не только Украины. Так, в 2008 году состоялись масштабные митинги против реформы в Испании, поскольку Болонская система, будучи более требовательной к времени, отводимому на обучение, мешала им параллельно работать (значительное количество часов, которые отводятся на самостоятельное обучение в рамках Болонской системы образования, предназначены для работы с дополнительной литературой, решение тестов, написание рефератов, это не свободное время, как может показаться современным украинским студентам). В том же 2008 году в Хорватии протестовали против «поверхностного проведения реформ». Как отмечают специалисты, в большинстве стран система образования изменяется лишь физически (происходит деление на магистрат и бакалаврат), при этом тип мышления и отношения к образованию остаются без изменений1.
В Европе сегодня высказываются мнения и о том, что Болонская система образования хуже ранее существовавшего традиционного образования в каждой стране, которое было направлено на формирование личности, а не работника, что Болонская система воспитывает людей, не владеющих критическим мышлением, и тому подобное. Такое мнение тоже имеет право на
существование, но в каждом деле необходима системность, и уж если если страна избирает для себя определенный путь развития, она должна быть последовательной, особенно в вопросах воспитания будущего поколения.
Украина присоединилась к Болонской конвенции в 2005 году, но ощутимы ли сегодня реальные изменения в системе образования? Реальные реформы начались лишь в прошлом году, но чаще всего процесс воплощения задекларированных идей в жизнь носит ярко выраженный формализованный характер. Кроме того, далеко не каждое из предложенных мероприятий, которые планируются и осуществляются в процессе реформирования, являются достаточно эффективными.
Так, например, свободный выбор дисциплин студентами должен обеспечиваться путем проведения опроса и, в идеале, учетом пожеланий каждого отдельного студента. И уж тем более выбор специализации должен быть сознательным шагом каждого студента, тогда как на практике встречаются случаи административного решения вопроса относительно будущей специализации студента2.
Реформа образования предполагает активное участие студента в учебном процессе, в том числе оценке качества преподавания. Участие в оценке качества преподавания со стороны студентов обеспечивается проведением опроса студентов относительно пожеланий улучшения материалов курса, доступности преподавания и качества оценивания. Часто в таких случаях используется система анонимного анкетирования после завершения курса. Анонимное анкетирование учитывает такие пункты, как: готовность лектора к диалогу и реагированию на пожелание аудитории; качество преподавания материала, его доступность; структура и содержание учебного курса, его соответствие требованиям бизнес-среды; технические и организационные условия осуществления учебного процесса; эффективность системы оценивания. Однако в таком подходе содержится опасность несправедливого отношения студентов к требовательному (в хорошем смысле) преподавателю, поэтому в университетах США, например, анонимное анкетирование сочетается с посещением занятий специально назначенными лицами, основные функции которых заключаются в обеспечении объективности оценивания уровня преподавания.
Еще один аспект, который нуждается в совершенствовании в ходе проведения реформ это требования к студентам, в частности, оценивание результатов учебных достижений студентов. В большинстве случаев страны-
участницы Болонской конвенции просто переводят оценки из предыдущей системы в ECTS кредиты, используя математические формулы. Это имело место, например, в Литве, где национальные кредиты были просто перечислены по математическому принципу, что, в действительности, совершенно не отображает отводимой для освоения дисциплины нагрузки и результатов обучения. В некоторых странах (Украина также относится к их числу) продолжает параллельно существовать национальная система оценивания, что создает несоответствие при попытках сравнения двух систем и порождает проблемы с пониманием не только на уровне Европейского Союза, но и в пределах самих стран. Между тем распределение кредитов ECTS должно быть основанным на результатах обучения и нагрузке, где результаты обучения по образовательной программе разработаны для описания учебной деятельности, а нагрузка – это оценка всего времени, которое нужно студентам для достижения определенных результатов обучения.
В завершение отметим, что реальное реформирование юридического образования в Украине должно осуществляться не формализованными подходами к воплощению идей кредитно-трансферной системы, а коренными изменениями на уровне сознания, которые должны проявляться для преподавателей в понимании необходимости достижения качественного результата – подготовки работников, которые будут востребованными на рынке труда, а для студентов – в замене коллективной ответственности на личную, понимании, что время, проведенное в вузе, отведено на получение необходимых компетентностей, которые обеспечат ему конкурентоспособность на рынке труда и от которых зависит его последующее саморазвитие как специалиста в своей отрасли. Главным направлением Болонского процесса для нас должна стать либерализация высшей школы, обучение студентов принципам воли и одновременно ответственности за свой выбор. Западная практика показывает, что выбор студентом курса на основе личного интереса мотивирует его на учебу. Однако, к сожалению, в нашей стране пока еще складывается другая ситуация: студенты по привычке выбирают для себя самые простые пути решения проблем, в результате проведенных опросов было установлено, что студенты массово избирают как можно более легкие дисциплины (это особенно удручает с учетом того, что анализ проводился относительно студентов медицинских специальностей).
Автор: к.ю.н., доцент кафедры гражданского права Национального университета «Одесская юридическая академия» Некит Е.Г.
Ссылки:
1. Зубченко Я. Болонська система «по-українські»: лінь та маніпуляція [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа : http://osvita.ua/vnz/52421
2. Зубченко Я. Болонська система «по-українські»: лінь та маніпуляція [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа : http://osvita.ua/vnz/52421
3. Токар В.В. Студентоцентризм у системі внутрішнього забезпечення якості освіти: імплементація в Україні досвіду університетів США / В.В. Токар // Студентоцентризм у системі забезпечення якості освіти в економічному університеті : зб. матеріалів Всеукр. наук.-метод. конф. за міжнар. участю, (Київ, 2–3 берез. 2016 р.). – Київ : КНЕУ, 2016. – С. 43-45
4. Bologna with students eyes. Structural reforms [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://bwse2015.esu-online.org/Structrual+Reforms