Будет ли работодатель отвечать за «моббинг»?

0
162

25 июля 2017 года в Верховной Раде Украины был зарегистрирован законопроект №7005 «О внесении изменений в некоторые Законы Украины
(о предотвращении моббинга)» инициаторы законодательной инициативы — народные депутаты Линько Д.В. и Лозовой А.С.

Под моббингом авторы законопроекта предлагают понимать форму психологического насилия, которая заключается в длительной и систематической травле работника в коллективе, сексуальном домогательстве, психологическом давлении на него с целью дальнейшего увольнения. 

Связано это с тем, что в условиях затяжного социального и экономического кризиса, рост уровня безработицы (согласно показателей размещенных на официальном сайте Государственной службы статистики, в первом квартале этого года уровень безработицы вырос до 10,1%, или 1,8 млн человек по сравнению с первым кварталом 2016 года) в обществе растет психологический прессинг на работников.

Как отмечают депутаты, на законодательном уровне запрет моббинга и его проявлений введен в Дании, Швеции, Норвегии, Германии, Польше, Италии, США, Великобритании, Квебеке, Франции. О невозможности дискриминации также говорится в:

— директивах Европейского Союза № 89/391/ЕС от 12.06.1989 года «О внедрении мероприятий для поощрения усовершенствований в сфере безопасности и охраны здоровья работников во время работы» и №2000/78/ЕС от 27.11.2000 года «Об общей системе равного обращения в сфере занятости и профессиональной деятельности», которыми прямо устанавливается обеспечение защиты здоровья работника на рабочем месте, равенство обращения в сфере труда и занятости, определяя поведение, имеющее целью унижение достоинства человека или создание оскорбительной обстановки для преследования работника, что приравнивается к дискриминации трудовых прав;

— Хартии Европейского Союза «Об основных правах» от 07.12.2000, где закреплена неприкосновенность человеческого достоинства и гарантировано человеку право на собственную физическую и психическую ценность;

— Европейской Социальной Хартии от 18.10.1961, которой определена обязанность государства содействовать прекращению агрессивных и унижающих действий против работников на рабочих местах и ​​принимать необходимые меры по их защите от дискриминационных действий со стороны работодателя.

Однако Главное научно-экспертное управление ВРУ раскритиковало такие инициативы, отметив, что проблема моббинга имеет ярко выраженный правовой аспект, поскольку в статье 3 Конституции Украины отмечается, что человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью. Статья 2 Кодекса законов о труде Украины закрепляет право на здоровые и безопасные условия труда как одно из основных трудовых прав работников. Законом Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине» не закреплено понятие моббинга, однако определено понятие «ущемление», как «нежелательное для лица и/или группы лиц поведение, целью или следствием которого является унижение их человеческого достоинства по определенным признакам или создание в отношении такого лица или группы лиц напряженной, враждебной, оскорбительной или унизительной атмосферы». Анализ этого определения позволяет утверждать, что оно фактически определяет суть моббинга как одного из проявлений дискриминации, и является более приемлемым для применения в трудовом законодательстве с учетом его «модернизации» с требованиями правового регулирования трудовых отношений. 

Как отметило в своем заключении Главное научно-экспертное управление ВРУ, мерами искоренения и предотвращения ущемления/моббинга должны стать не только закрепление в отечественном законодательстве ответственности руководителей (работодателей) по его допущению или содействию, но и создание комплексной долгосрочной государственной программы по определению форм, методов и направлений противодействия этому явлению в трудовом коллективе (с привлечением юристов, специалистов в области менеджмента, психологии и т.д.), инициирование исследования ситуации на рабочих местах институтами гражданского общества (профсоюзами, правозащитными организациями, фондами). При этом особое внимание следует обратить на необходимость нормативного закрепления принципа индивидуализации права на трудовую честь и деловую репутацию, поскольку это право должно рассматриваться не только с точки зрения его охраны, но и как право требования от других не унижать трудовое достоинство работника. В  качестве предложения высказана также возможность законодательно наделить работника правами приостанавливать работу в случае, когда имеются достаточные основания утверждать, что существует неминуемая опасность моббинга для него, направлять жалобы на моральное давление (преследование) в общественные образования на предприятии, а бремя доказывания возложить на работодателя, как и обязанность активного противодействия моббингу.

Кроме этого, важным для предотвращения моббинга является упрощение порядка увольнения работника по инициативе работодателя, что устранит угрозу применения психологического давления на работника с целью принуждения его уволиться по собственному желанию. Следует также разграничить психологическое давление на работника со стороны работодателя, преимущественно связанное с деловыми качествами работника, и со стороны трудового коллектива, которое, в свою очередь, преимущественно связано с его человеческими качествами.

Таким образом, законопроект признан недостаточно проработанным, а потому было рекомендовано вернуть его разработчикам на доработку.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь