Народным депутатом Юрием Одарченко был внесен на рассмотрение Верховной Рады Украины проект Закона №5335 от 01.11.2016 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно обеспечения процедуры отвода». Свое мнение он обосновывает тем, что право на рассмотрение дела беспристрастным судом, созданным в соответствии с Законом, является частью конституционных гарантий судопроизводства, а также предусматривается статьей 6 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека.
Одной из процессуальных гарантий этого права является обеспечение процедуры отвода или самоотвода судьи в ситуации, когда судья имеет личный интерес в результате рассмотрения дела, конфликт интересов или иным образом предвзят к любой из сторон.
Процедура рассмотрения заявления об отводе в различных видах судопроизводства менялась на протяжении всего периода развития отечественного процессуального законодательства. В настоящее время в гражданском, административном и хозяйственном судопроизводстве отвод рассматривается тем же составом суда с участием судьи, которому он заявлен. При единоличном рассмотрении дела судья решает заявление о собственном отводе самостоятельно. Вместе с тем в кодексе об административных правонарушениях институт отвода полностью отсутствует и используется судьями «по аналогии».
В уголовном процессе отвод судьи, осуществляющего судопроизводство единолично, рассматривается другим судьей этого же суда.
Именно поэтому, основной целью законопроекта является унификация процедуры рассмотрения заявления об отводе и самоотводе судьи с соблюдением баланса интересов сторон и предотвращения затягивания процесса через искусственные заявления.
Законопроектом предлагается ввести унифицированную систему рассмотрения заявлений об отводе и самоотводе в административном, хозяйственном и гражданском судопроизводстве, а также ввести институт отвода в процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Предлагается следующая общая схема рассмотрения заявления об отводе (самоотводе) судьи:
1) Заявление об отводе или самоотводе судьи, входящей в состав коллегии судей, нескольким членам коллегии судей или всему составу коллегии рассматривается этой же коллегией судей — то есть, остается существующая процедура;
2) Заявление о самоотводе судьи, рассматривающего дело единолично осуществляется тем же судьей.
3) Заявление об отводе судьи, рассматривающего дело единолично может рассматриваться двумя способами:
а) если заявление подано за 2 дня до дня судебного заседания или раньше, то она распределяется на другого судью этого же суда, который решает ее без вызова сторон. При этом судья, которому заявлен отвод, может подать письменные объяснения.
б) если заявление об отводе подано позже, чем за 2 дня до дня судебного заседания то она рассматривается тем же судьей, которому заявлен отвод — как это существует сейчас. В уголовном процессе процедура не меняется.
Также предлагается ввести механизм отвода в процессе рассмотрения дела об административных правонарушениях. Отдельно предусматривается процедура отвода должностного лица, рассматривающего дела об административных правонарушениях — заявление об отводе должно рассматриваться его руководителем.
Право суда оставлять без рассмотрения заявление об отводе, которое подано повторно по тем же основаниям, не выходя в совещательную комнату, вводится во всех видах судопроизводства.
В результате принятия данного законопроекта будет обеспечено право лица на рассмотрение его дела справедливым и не предвзятым судом, при этом будет устранена ситуация, когда в вопросах отвода нарушается принцип недопустимости для любого быть «судьей в собственном деле».