В сегодняшнем решении Суд ЕС разъяснил, что ответственность авиакомпании за ожоги, вызванные опрокинутым по неизвестным причинам горячим кофе, наступает не только в случае наступления опасности, типично связанной с полетом..
В данном деле молодая девушка требовала компенсацию от австрийской авиакомпании Niki Luftfahrt GmbH за ожоги, которые она получила во время полета от горячего кофе, поданого её отцу и поставленого на его складной столик, опрокинутый по неизвестным причинам. Авиакомпания утверждала, что она не несет ответственности за то, что произошло, поскольку ситуация не была несчастным случаем по смыслу Монреальской конвенции, которая регулирует ответственность авиакомпаний в случае авиапроисшествий. Авиакомпания утверждала, что эта концепция требует материализации опасности, обычно связанной с полетом — условие, которое не было выполнено в настоящем деле. Невозможно установить, опрокинулась ли чашка кофе из-за дефекта складного лотка или из-за вибрации самолета. Верховный суд Австрии попросил Суд ЕС уточнить понятие «несчастный случай» в значении Монреальской конвенции (Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г.).
По мнению Суда, обычное значение понятия «несчастный случай» означает непредвиденное, вредное и недобровольное событие. Кроме того, Суд отмечает, в частности, что Монреальская конвенция призвана установить систему строгой ответственности авиакомпаний при сохранении «справедливого баланса интересов». Суд приходит к выводу, что как обычное значение понятия «происшествие», так и цели Монреальской конвенции исключают возможность ответственности авиакомпаний при условии, что ущерб причинен наступлением опасности, обычно связанной с авиацией, или существует связь между «аварией» и эксплуатацией или движением самолета.
Суд напоминает, что Монреальская конвенция позволяет авиакомпаниям исключать или ограничивать свою ответственность. Авиакомпания может быть освобождена от ответственности или ограничить ее, доказав, что пассажир сам причинил ущерб или способствовал его наступлению. Кроме того, авиакомпания может ограничить свою ответственность, доказав, что ущерб не был вызван ее небрежностью или что он был вызван исключительно небрежностью третьей стороны.
Поэтому рассматриваемое понятие «несчастный случай» охватывает все ситуации, возникающие на борту воздушного судна, в котором предмет, используемый при обслуживании пассажиров, нанес телесные повреждения пассажиру, при этом нет необходимости проверять, являются ли эти ситуации вытекающими от опасности, обычно связанной с авиацией.