ЕСПЧ взыскал с России 10 тысяч евро за закрытие общественной организации

0
259

Закрытие общественной организации не было необходимым в демократическом обществе и не могло быть оправдано формальными нарушениями, не относящимися к существу деятельности организации.

К таким выводам пришел Европейский суд по правам человека по решению по делу «Vladimir Regional Public Association of Refugees and Displaced Persons Sodeystviye» v. Russia» (заявление №53097/08), сообщает информационный ресурс «ECHR. Ukrainian Aspect» со ссылкой на правозащитный центр «Мемориал».

Общественная организация помощи беженцам «Содействие» была основана в 1997 году. До 2008 года организация предоставляла юридические консультации беженцам и мигрантам и представляла их интересы в судах.

В 2006 году в российское законодательство о некоммерческих организациях были внесены изменения, усилившие контроль государства над общественными организациями и требования по их отчетности. У государства, в частности, появилась возможность закрывать организации из-за непредоставления некоторых сведений и отчетов.

4 февраля 2008 года суд принял решение закрыть «Содействие», сославшись на то, что организация не предоставила своевременно отчет о деятельности и не проинформировала госорганы об избрании нового председателя и сопредседателей, а также об изменении адреса и внутренней структуры.

Представители организации не отрицали эти нарушения, однако настаивали, что устранение нарушений возможно и без ликвидации организации. Кроме того, они заявляли, что организацию хотят ликвидировать, чтобы оказывать давление на гражданское общество. Впрочем, Верховный Суд России признал законным решение о ликвидации.

Тогда представители ликвидированной ОО обратились с жалобой в ЕСПЧ.

ЕСПЧ признал, что закрытие организации не было необходимо в демократическом обществе и не могло быть оправдано нарушениями, установленными национальным судом. Нарушения носили формальный характер и не имели отношения к существу деятельности организации. Власти не предоставили доказательств, что представители организации сознательно скрывали информацию или действовали с плохими намерениями.

Также власти не посылали представителям организации никаких напоминаний о необходимости предоставить сведения и сразу начали процедуру ликвидации. Национальный суд не рассмотрел альтернативные варианты разрешения ситуации и не оценил вопрос о пропорциональности такой жесткой меры, как ликвидация организации, действовавшей более десяти лет.

В конце концов ЕСПЧ признал, что закрытие организации нарушило статью 11 (право на свободу собраний и объединений) Конвенции о защите прав человека и основных свобод и присудило представителям закрытой организации 10 тыс. евро в качестве компенсации морального вреда.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь