В Украине из перечня степеней высшего образования исключили доктора наук

3
4279

Депутаты приняли Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно урегулирования отдельных вопросов присуждения ученых степеней и лицензирования образовательной деятельности» (законопроект № 4667-1).

Соответствующий законопроект парламент поддержал в первом чтении на заседании 17 февраля.

Так, из перечня уровней высшего образования исключено научный уровень, который предполагает способность лица определять и решать социально значимые системные проблемы в определенной области деятельности, которые являются ключевыми для обеспечения устойчивого развития и требуют создания новых системообразующих знаний и прогрессивных технологий.

Из перечня степеней высшего образования также исключено доктора наук.

В то же время будет установлено, что присуждение образовательно-научной степени доктора философии, предоставление ученого звания осуществляется в соответствии с Законом Украины «О высшем образовании».

Присуждение ученой степени доктора наук будет осуществляться в соответствии с Законом Украины «О научной и научно-технической деятельности», в котором и определят особенности получения этого ученой степени.

Аттестация лиц, получающих степень доктора философии, будет осуществляться на основании публичной защиты научных достижений в форме диссертации разовым специализированным ученым советом, образованным учреждением высшего образования или научной организацией.

Аттестация лиц, получающих степень доктора искусства, будет осуществляться на основании публичной защиты художественных достижений в форме творческого художественного проекта разовым специализированным советом по присуждению степени доктора искусства, образованной заведением высшего образования. Публичная защита творческого художественного проекта будет транслироваться заведением высшего образования на его официальном вебсайте в режиме реального времени.

Отказать в присуждении степени смогут в случае выявления в диссертации или творческом художественном проекте:

академического плагиата;
фабрикации;
фальсификации.
Кроме того, если в защищенной соискателем степени доктора философии диссертации установлено в соответствии с законодательством факты академического плагиата, фабрикации или фальсификации, его научный руководитель лишается права участия в подготовке и аттестации соискателей степени доктора философии сроком на два года, председатель и члены разовой диссертационного совета, в которой состоялась защита этой диссертации, и официальные оппоненты, которые предоставили положительные заключения на диссертацию, лишаются права участия в аттестации соискателей степени доктора философии сроком на два года, а учреждение высшего образования или научное учреждение лишается права образовывать разовый специализированный ученый совет по соответствующей специальности сроком на один год.

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Последние пять-шесть лет украинской образовательно-научной жизни прошли под лозунгом борьбы за внедрение в практику норм академической добропорядочности.
    За академический плагиат текстов несут личную ответственность и соискатель, и его научный руководитель, консультант, эксперты и оппоненты, которые читали и оценивали работу. В случае с фальсификацией, искажением научных идей, подходов, профанацией научного процесса все намного сложнее.
    Объясню это на примере докторской диссертации Елены Хлыстун «Художественные средства гармонизации коммуникативной среды в пространстве современной культуры», которая защищена в Киевском национальном университете культуры и искусств. Напомню, это тот самый вуз, где заведующей кафедрой философии и педагогики работает Екатерина Кириленко, в диссертационных материалах которой были найдены и факты академического плагиата, и псевдонауки, и визиткой которой уже на протяжении многих лет является лептонный бог.
    . Так, пани Хлыстун, которая защищалась 31 мая 2019 г. (научный консультант — доктор культурологии И.Петрова — бывший рецензент плагиатного учебника К.Кириленко «Культура и наука» и ее же пособия «Философия: наука и культура» со «стилем Тиффера», официальные оппоненты: доктора культурологии Т.Кривошея, Ю.Сабадаш, А.Яковлев) в специализированном ученом совете Д 26.807.02, возглавляемом доктором педагогических наук профессором Михаилом Поплавским, продолжает «славные» традиции этого вуза.
    Если внимательно читать тексты автореферата и диссертации пани Хлыстун, возникает стойкое ощущение, что читаешь набор неких наукообразных словосочетаний и предложений, которые образуют поток текста, не отягощенного логикой.
    Вот несколько примеров из разных разделов докторской диссертации Е.Хлыстун.
    Так, в интригующем своим названием подразделе 1.4. Метаморфозы перевоплощения социокультурной идентичности человека в дискурсивном пространстве гуманитарного знания диссертант пишет: «Если рассматривать феномен эстетичного как целеположения без цели… как игру, как вечный топос номинального пространства рода человека, где молодые вечно креативные продуценты эйдосов создают себе перспективу (выделено мной. — Э.Ш.), здесь распределение на два мира (материальное и идеальное, экономическое и идеологическое и др.) становится недостаточным. Не амбивалентность, а поливалентность нужны, чтобы увидеть перспективу как гармоничное экобудущее» (с. 61). Думаю, что и «поливалентность» не поможет увидеть логику «амбивалентности» соединения отдельных составляющих этого предложения и прояснить их содержание.
    Как не поможет дешифровать и следующий пассаж: «Важно реконструировать модели экологического и гештальтского алгоритмов, с точки зрения генетически обозначенной эстетической реальности культуротворения, что разворачивает темпорально и генетически разные аспекты этого восприятия, начиная с ситуативного («касательного», пракультурного восприятия), маркируется в мире человека, а потом осуществить реконструкцию эстетического опыта в контексте его интериорной и генерализированных стадий» (с. 138).
    Как и это: «…достаточно сосредоточиться на проблематике вертикального синтетизма и синкретизма восприятия, как образ начинает представлять проблематику экологии ценного и бесценного, имеющегося и трансцендентного, апофатического и катафатического» (с. 142).
    Или это: «Если это жанр площади, жанр больших нарраций, когда дискурсы действительно выходят на улицу, то мы видим другие констелляции сценизма коммуникации в образных реляциях больших масс людей» (с. 272).
    Или вот это: «Вхождение без остатков в определенную конфигурацию — это рецептивное обобщение элементов, когда возникают такие формы, куда входят все другие структуры, то есть образуют могущественные группировки. Это является культуропорождающим актом, это генетически рожденная данность, которая не является произволом. Это параллельные полосы, линии, круг, который охватывает и обнимает» (с. 145).
    А вот и предложение, иллюстрирующее «объятия круга»: «Генерализированное эстетическое восприятие как единство экстероцепции и интероцепции, собственно, и образует ту универсальную установку эстетического восприятия, которую можно назвать генерализированной. Доминанта этической реальности приводит к тому, что деятельностная доминанта культуры редуцируется» (с. 134).
    Впрочем, текст диссертации свидетельствует о проблемах диссертантки не только с логикой и грамматикой.
    Так, опираясь на псевдонаучное утверждение из теософской литературы прошлого века о том, что «даже в теории Дарвина… прослеживается идея эволюции как процесса, которая, возможно, продолжалась от мира к миру, если души действительно неуничтожимы, что в данном случае означало бы перевоплощение», Хлыстун утверждает, что «проблема перевоплощения является одной из сложнейших в современной науке и окончательно не решена (с. 164).
    Характер решения «проблемы перевоплощения» в диссертации Хлыстун дает основание спросить: возможно, автору следовало бы присудить степень доктора богословия?
    ДРУГОЙ ПРИМЕР
    Растения как детектор сверхслабых излучений.
    Аннотация—Рассмотрена проблема чувствительности растений алоэ к сверхслабым излучениям нетепловой интенсивности. Экспериментальные результаты показали, что растения реагируют изменением электрофизиологических параметров не только на физическое воздействие, но и на воздействие на другие растения, растворение в воде соли или сахара, а также на намерения экспериментатора относительно подопытного алоэ. Приводимые теоретические основы процесса базируются в первую очередь на достижениях современной психологии………………………………………………………………………..

  2. Да здравствует наука! Всё в лучшем духе «исключительно» образованных «слуг народа. Да и как может быть иначе, если некоторые из них не имеют, даже, высшего образования.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь