Одним из наиболее эффективных методов профилактики коррупции в государственной сфере является усиление мер финансового и иного контроля лиц, уполномоченных на выполнение государственных и других, приравненных к ним функций.
Согласно обязательствам Украины перед МВФ новая электронная система декларирования для высших должностных лиц сегодня начала свою работу.
Государственные служащие начнут заполнять электронные декларации с 1 января 2017 года. Но лица, которые в соответствии со статьей 50 Закона Украины «О предотвращении коррупции», занимают ответственное и особо ответственное положение имеют повторно подать свои декларации 2015 года — на этот раз в электронном виде — в течение 60 дней с момента запуска Е-декларирования (начиная с 15 августа 2016).
Каждый декларант должен пройти электронную идентификацию, после чего получит собственный персональный электронный «кабинет» на сайте Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции и электронную печать. Декларации будут подаваться через сайт НАПК путем заполнения соответствующих форм.
Эксперты выделяют три ключевых преимущества системы декларирования: открытость, ведь декларации будут доступны всем желающим, всесторонность, ведь чиновникам придется декларировать и незавершенное строительство, и средства в наличных, а также ответственность за умышленное представление несоответствующей декларации. Если недостоверные сведения в декларации чиновника будут превышать 345 тыс. грн., он может понести административную и уголовную ответственность.