Еевропейский суд по правам человека констатировал факт пытки в отношении гражданина со стороны правоохранителей. Однако виновные в этом лица не понесут наказания, поскольку истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности.
ЕСПЧ вынес решение по делу «Шишкин и другие против России» (заявление №30050 / 09), передает информационный ресурс «ECHR. Ukrainian Aspect ».
В марте 2006 года Владимир Шишкин пришел в областное управление внутренних дел, чтобы узнать о судьбе компьютера и документов, которые у него ранее изъяли в ходе обыска.
Однако вместо объяснений там потребовали написать расписку об отсутствии претензий по поводу изъятых личных вещей. И для получения этой расписки человека в течение четырех часов избивали, держали в наручниках, привязывали голову к ногам — применяли пытки «конверт» — поднимали за наручники и бросали на пол. На следующий день состояние здоровья Шишкина ухудшилось и он был доставлен в больницу, где диагностировали ушиб поясничной области и правой почки и гематомы.
В июле 2006 года Шишкин обратился в прокуратуру с жалобой на незаконные действия сотрудников милиции. И за восемь последующих лет расследования было вынесено семнадцать постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, шестнадцать из которых впоследствии отменялись как незаконные. Последний раз следственные органы отказались возбуждать уголовное дело в декабре 2014 года. Это решение было признано национальными судами законным.
В конце концов уголовное дело так и не было возбуждено, а сроки давности привлечения к уголовной ответственности милиционеров, которые пытали Шишкина, прошли.
Пострадавший обратился в Европейский суд по правам человека еще в 2009 году. Однако решение по делу было вынесено только 1 сентября 2020 года.
Суд в Страсбурге констатировал тот факт, что заявитель подвергся бесчеловечному и унижающему человеческое достоинство обращению со стороны представителей власти, что является нарушением статьи 3 (запрет пыток) Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Также ЕСПЧ установил, что по этому инциденту не было проведено эффективного расследования.
И хотя в 2014 году пострадавший смог на национальном уровне отсудить у государства десять тысяч рублей за волокиту следствия, Европейский суд по правам человека указал, что эта компенсация не лишает заявителя статуса жертвы в связи с его жестоким обращением и отверг возражения государства в этой части . Поэтому заявителю была присуждена компенсация морального вреда 19300 евро.
А вот использовать решение ЕСПЧ для привлечения виновных к ответственности не удастся — прошли все сроки давности.