7 февраля 2020 года в Киевском районном суде города Одессы состоялся совместный круглый стол Ассоциации следственных судей Украины и Общественного центра правосудия Одесской области. Об этом сообщается на сайте суда.
Предметом обсуждения стала проблематика самопредставительства юридических лиц публичного и частного права в судебных процессах.
Докладчиками по проблемному вопросу выступили эксперты Общественного центра правосудия Наталья Коротаева и Илья Бут.
По нормам Закона юридическое лицо может участвовать в судебном деле через члена исполнительного органа, иное лицо, уполномоченное действовать от его имени в соответствии с трудовым договором (контрактом).
Однако судебная практика по этому вопросу неоднозначна.
Эксперт Общественного центра правосудия адвокат, судья в отставке Наталья Коротаева исследовала проблему представительства юридических лиц в контексте конституционных положений. В частности, с принятием вышеупомянутого Закона, изменения в ст. 131-2 Конституции Украины (которой предусмотрено, что исключительно адвокат осуществляет представительство другого лица в суде) не вносились. П. 16-1 Переходных положений Конституции Украины, которым введена «адвокатская монополию» так же остался без изменений.
Большая Палата ВС, рассматривая 21 января вопрос о допуске в процесс представителей Высшего совета правосудия, приняла решение допустить юристов ВСП к рассмотрению дел с ее участием на основании предоставленных представителем ВРП копий положений о Секретариате ВСП и соответствующем отделе Совета правосудия, а также на основании предоставленной представителем ВСП должностной инструкции, которая содержит соответствующий объем его полномочий.
То есть речь идет о возможности самопредставительства субъекта властных полномочий в суде без участия адвокатов, и было отмечено в соответствующих документах ВРУ.
Однако 30-31 января разные коллегии Кассационного административного суда в составе Верховного Суда отказали в допусках к судебному процессу представителей Высшего совета правосудия, которые считали, что могут представлять ВСП в порядке самопредставительства.
Однако после внутренних дискуссий судьи КГС ВС и КХС ВС все же решили поддержать позицию Большой Палаты ВС и уже допускают к судебному процессу представителей государственных органов в порядке самопредставительства, то есть юристов без статуса адвокатов.
Судам общей юрисдикции уже поступило разъяснение о том, что «допуск уполномоченных лиц органов государственной власти или местного самоуправления к участию в деле и возможность совершения ими процессуальных действий в порядке самопредставительства возможно в случае определения их прав действовать от имени органа государственной власти или местного самоуправления в соответствующем документе,который определяет их правовой статус (закон, положение об органе, структурном подразделении, трудовой договор (контракт), должностная инструкция и т.п.)». Аналогичный подход, как отметил КГС ВС, следует применять и к самопредставительству юридических лиц.
Однако такие разъяснения не имеют юридической силы, не изменяют и не отменяют соответствующей правовой нормы.
Эксперт Общественного центра правосудия Илья Бут высказал тезис о том, что положение процессуальных кодексов о том, что юридическое лицо независимо от порядка его создания участвующего в деле через своего руководителя, члена исполнительного органа, иное лицо, уполномоченное действовать от имени соответствии с законом, уставом, положением, трудового договора (контракта) (самопредставительство юридического лица), либо через представителя следует понимать следующим образом.
- Во-первых, данной нормой четко устанавливается различие между самопредставительством и представительством.
- Во-вторых, отличается и круг лиц, которые могут выступать в качестве представителей и участвовать в деле в качестве самопредставителя. Так, самопредставителем может быть руководитель, член исполнительного органа, иное уполномоченное лицо. Зато представителем юрлица может быть только адвокат.
- В-третьих, перечень документов, подтверждающих полномочия, различается. Для самопредставителя это — закон, устав, положение, трудовой договор (контракт). Для представителя-адвоката — документами в подтверждение полномочий является доверенность или ордер. Следовательно, не может допущен к судебному разбирательству самопредставитель, которыйв подтверждение своих полномочий предоставляет доверенность, ведь этим документом могут быть подтверждены полномочия только адвоката.
Судьи-члены общественной организации «Ассоциация следственных судей Украины» также обратили внимание на неоднородность судебной практики и выразили готовность в течение недели учесть в своей деятельности выводы, высказанные по результатам проведенного круглого стола.