Госслужащим разрешили продавать электроэнергию по «зеленому» тарифу

0
803

В Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции поступило сообщение, что лицо, уполномоченное на выполнение функций государства или местного самоуправления, имеет дома электрогенерирующую установку из альтернативных источников. Избыточную электроэнергию, производимую ею по так называемому «зеленому» тарифу указанное лицо реализует по гражданско-правовому договору за плату.

Поэтому возникает вопрос: следует ли расценивать такую деятельность лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, как нарушение им ограничений относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности, определенных статьей 25 Закона Украины «О предотвращении коррупции»?

НАПК опубликовало разъяснение по этому вопросу.

Частью первой статьи 9 Закона Украины «Об альтернативных источниках энергии» определено, что стимулирование производства и потребления энергии, произведенной из альтернативных источников, осуществляется в соответствии с законодательством путем:

  • применения экономических рычагов и стимулов, предусмотренных законодательством об энергосбережении и охране окружающей среды, с целью расширения использования альтернативных источников энергии;
  • создания благоприятных экономических условий для сооружения объектов альтернативной энергетики.

Так, «зеленый» тариф на электрическую энергию, произведенную генерирующими установками частных домохозяйств, устанавливается единым для каждого вида альтернативного источника энергии (часть третья статьи 91 Закона Украины «Об альтернативных источниках энергии»).

Частью первой статьи 4 Закона Украины «О рынке электрической энергии» определено, что участники рынка электрической энергии осуществляют свою деятельность на рынке электрической энергии на договорных началах. Для обеспечения функционирования рынка электрической энергии заключается, в частности, договор о купле-продаже электрической энергии по «зеленому» тарифу.

Вместе с тем согласно части первой статьи 25 Закона лицам, указанным в пункте 1 части первой статьи 3 Закона, запрещается заниматься другой оплачиваемой (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту) или предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено Конституцией или законами Украины.

При применении ограничения в части занятия предпринимательской деятельностью предлагаем руководствоваться приведенным в статье 42 Хозяйственного кодекса Украины определением предпринимательства как самостоятельной, инициативной, систематической, на собственный риск хозяйственной деятельности, которая осуществляется субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли.

Согласно части первой статьи 58 Хозяйственного кодекса Украины субъект хозяйствования подлежит государственной регистрации как юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель в порядке, определенном законом.

В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 5 Методических рекомендаций по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов в деятельности лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и приравненных к ним лиц, утвержденных решением Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции от 14.07.2016 № 2, под «другой оплачиваемой деятельностью» следует понимать любую деятельность, направленную на получение дохода и не связанную с выполнением лицом своих должностных обязанностей по выполнению функций государства или местного самоуправления.

Вместе с тем согласно статье 319 Гражданского кодекса Украины собственник владеет, распоряжается своим имуществом по собственному усмотрению. Собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону. Государство не вмешивается в осуществление владельцем права собственности.

Статьей 655 Гражданского кодекса Украины определено, что по договору купли-продажи одна сторона (продавец) передает или обязуется передать имущество (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель принимает или обязуется принять имущество (товар) и уплатить за него определенную денежную сумму.

Согласно абзацу восьмому пункта 2 Порядка продажи, учета и расчетов за произведенную электроэнергию из альтернативных источников энергии объектами электроэнергетики (генерирующими установками) частных домохозяйств, утвержденного постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики от 27.02.2014 № 170 (в редакции постановления Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, от 25.02.2016 № 229), зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 26.05.2014 за № 539/25316, договор купли-продажи электрической энергии, произведенной генерирующими установками частного домохозяйства — сделка, направленная на урегулирование гражданских прав и обязанностей между бытовым потребителем и электропоставщиком, что осуществляет поставки электрической энергии по регулируемому тарифу на территории производства лицензионной деятельности, во время купли-продажи по «зеленому» тарифу электрической энергии, произведенной генерирующими установками частного домохозяйства.

Из изложенного следует, что государственный служащий в случае продажи по «зеленому» тарифу электрической энергии, произведенной генерирующими установками его частного домохозяйства, получает доход в рамках обычного гражданского оборота. При этом информацию о таком доход нужно отразить в главе 11 «Доходы, в том числе подарки» декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, за соответствующий отчетный период как «Прочие доходы».

Однако, является ли выполнение условий соответствующего договора купли-продажи электрической энергии по «зеленому» тарифу со стороны продавца, который не является физическим лицом-предпринимателем, во время прохождения им государственной службы «другой оплачиваемой деятельностью» согласно статье 25 Закона законодательством Украины не определено.

Обращаем внимание на то, что Законом Украины «О предотвращении коррупции» не установлено ограничений для государственных служащих по распоряжению своим имуществом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь