Всем известно, что на сегодняшний день достаточно актуальным является вопрос законодательного урегулирования порядка возврата безнадежной задолженности.
В последнее время украинцы все чаще стали жаловаться на деятельность так называемых коллекторских фирм, а у правоохранителей вызывает интерес законности работы подобных предприятий.
Массовое появление коллекторов связано с тем, что в условиях финансового кризиса люди, которые остались без зарплаты или других доходов, лишились возможности своевременно возвращать кредиты.
В Украине общее количество предприятий, предоставляющих услуги по возврату долгов, насчитывается более 200. Самые крупные из них:
- «Европейское агентство по возврату долгов»;
- «Кредит Коллекшн Групп»;
- «Укрдолг»;
- «Украинская Коллекторская Группа»;
- «Финансовое Агентство по Сбору Платежей»;
- «УКРФИНАНСЫ»;
- «Агентство по управлению задолженностью»;
- «Служба исполнения обязательств» и др.
Исходя из опыта других стран, то в США, «коллекторская деятельность» (Debt Collection Practice, Debt Collector ) законодательно определена и урегулирована. Цель регулирования – установление рамок дозволенного, то есть законодательное определение, какие действия по убеждению должника являются допустимыми, а какие нет.
Что касается законодательного регулирования деятельности коллекторских фирм, то специального законодательного акта в Украине нет. Такая деятельность тесно граничит с уголовно наказуемыми деяниями вместе с другими нарушениями законодательства. А в условиях нестабильной банковской системы и курса национальной валюты неурегулированность вопроса взыскания долгов побуждает к введению четких правил деятельности коллекторов.
В связи с этим, в Верховной Раде зарегистрировали проект Закона Украины №6417-2 «Об особенностях и запрете осуществления профессиональной деятельности по урегулированию просроченной задолженности – коллекторской деятельности».
Документ предусматривает запрет коллекторской деятельности по урегулированию:
- просроченной задолженности в отношении должников — физических лиц (в том числе физических лиц — предпринимателей);
- просроченной задолженности по обязательствам, возникшим в результате оказания жилищно-коммунальных услуг и других производных услуг, учитывая, в частности, неустойку (штраф, пеню), другие штрафные санкции и тому подобное.
Также предусмотрена дополнительная защита персональных данных:
- кредиторам запрещается передавать любую информацию о должниках — физических лиц (в том числе физических лиц — предпринимателей) субъектам коллекторской деятельности по урегулированию просроченной задолженности;
- коллекторам запрещается собирать и хранить информацию и персональные данные физических лиц.
Должник имеет право отказаться от досудебного урегулирование просроченной задолженности путем подачи соответствующего заявления кредитору. В таком случае контактирование с таким должником не осуществляется и коллекторская деятельность по урегулированию просроченной задолженности прекращается. Данный вопрос решается исключительно в судебном порядке.
Кроме этого, планируется создать обязательный Государственный реестр субъектов коллекторской деятельности. Ведение данного реестра возложат на Министерство юстиции.
Отметим, что за нарушение данного закона и прав граждан предлагают ввести дополнительную уголовную и административную ответственность.