В пятницу, 7 апреля 2017 года в Верховной Раде зарегистрировали проект Закона Украины «О внесении изменений в ст. 15 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований» за №6316.
Проект этого Закона предусматривает урегулирование порядка государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, которые вносятся на основании распорядительного акта НАН Украины и национальных отраслевых академий наук. Также он предусматривает упрощение государственной регистрации изменений в учредительные документы учреждений, организаций, предприятий, которые находятся в ведении Национальной академии наук Украины и национальных отраслевых академий наук. Проект предлагает экономить бюджетные средства и подавать такие документы без нотариального засвидетельствования подлинности подписи.
Изменениями, внесенными в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований», установлено требование относительно нотариального засвидетельствования подлинности подписей на решении уполномоченного органа управления юридического лица, подается для государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре, и подлинности подписей на учредительном документе юридического лица.
Инициаторы законопроекта приводят в пример то, требование нотариального засвидетельствования подлинности подписи на решении уполномоченного органа управления юридического лица не распространяется на государственную регистрацию изменений в сведения об государственный орган, орган местного самоуправления, общественное объединение или благотворительную организацию, содержащиеся в Едином государственном реестре, а также на государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, которые вносятся на основании распорядительного акта государственного органа, органа местного самоуправления. А требование нотариального засвидетельствования подлинности подписи на учредительном документе юридического лица не распространяется на государственную регистрацию создания юридического лица (кроме создания в результате выделения, слияния, преобразования, разделения), а также на государственную регистрацию создания государственного органа, органа местного самоуправления или на государственной регистрации изменений в сведения об государственный орган, орган местного самоуправления, общественное объединение или благотворительную организацию, содержащиеся в Едином государственном реестре.
В ведении НАН Украины и национальных отраслевых академий наук находится значительное количество учреждений, организаций и предприятий, при проведении государственной регистрации изменений в уставы которых является необходимым для предоставления государственному регистратору устава и распорядительного акта НАН Украины или национальной отраслевой академии наук с нотариальным засвидетельствованием подлинности подписей на них, поскольку такие распорядительные акты не являются распорядительными актами государственных органов.
Финансовое обеспечение деятельности НАН Украины и национальных отраслевых академий наук осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины, а нотариальное заверение подписей на распорядительном акте и уставе приводит к значительным финансовым затратам бюджетных средств.
Проект Закона нужно согласовать с Министерством юстиции Украины, Национальной академией наук и национальными отраслевыми академиями наук. Принятие акта, как утверждают авторы, позволит сэкономить бюджетные средства НАН Украины и национальных отраслевых академий наук с расходов на нотариальные услуги, что позволит направить их на обеспечение финансирования основных обязанностей и задач в сфере науки НАН Украины и национальных отраслевых академий наук.