1 января традиционно открывает не только новый календарный год, но и связано со вступлений некоторых нормативно-правовых актов в силу.
Так что же изменится для украинцев в Новом 2021 году?
Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2021 год»
— основной финансовый документ страны. Им предусмотрены следующие финансово-экономические показатели.
доходы Государственного бюджета Украины в сумме 1.092.083.254,3 тыс. гривен;
расходы Государственного бюджета Украины в сумме 1.328.201.570,2 тыс. гривен;
Законом установлено в 2021 году прожиточный минимум на одно лицо в расчете на месяц в размере с 1 января 2021 года — 2189 гривен, с 1 июля — 2294 грн, с 1 декабря — 2393 гривны, а для основных социальных и демографических групп населения:
- детей в возрасте до 6 лет: с 1 января 2021 — 1921 гривна, с 1 июля — 2013 гривен, с 1 декабря — 2100 гривен;
- детей в возрасте от 6 до 18 лет: с 1 января 2021 — 2395 гривен, с 1 июля — 2510 гривен, с 1 декабря — 2618 гривна;
- трудоспособных лиц: с 1 января 2021 — 2270 гривен, с 1 июля — 2379 гривен, с 1 декабря — 2481 гривна;
- трудоспособных лиц, который применяется для определения базового размера должностного оклада судьи: с 1 января 2021 — 2102 гривны;
- трудоспособных лиц, который применяется для определения должностных окладов работникам других государственных органов, оплата труда которых регулируется специальными законами: с 1 января 2021 — 2102 гривны;
- трудоспособных лиц, который применяется для определения должностного оклада прокурора окружной прокуратуры: с 1 января 2021 — 1600 гривен;
- лиц, утративших трудоспособность: с 1 января 2021 — 1769 гривен, с 1 июля — 1854 гривны, с 1 декабря — 1934 гривны.
Законом установлено в 2021 году минимальную заработную плату:
- в месячном размере: с 1 января — 6000 гривен, с 1 декабря — 6500 гривен;
- в почасовом размере: с 1 января — 36,11 гривны, с 1 декабря — 39, 12 гривны.
Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» по устранению дискриминации по кругу плательщиков»
данным Законом внесены изменения в Закон № 2464 «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».
В частности, статья 4 «Плательщики единого взноса» Закона №2464 дополнена частью пятой и шестой, согласно которым:
— с 1 января 2021 г. от уплаты за себя единого взноса освобождаются лица, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, при условии постановки их на учет как ФЛП и осуществления ими одного вида деятельности одновременно как ФЛП, так и лицом, осуществляющим независимую профессиональную деятельность.
— с 1 января 2021 г. ФЛП, в том числе ФЛП, избравшие упрощенную систему налогообложения и лица, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность и получают доходы от этой деятельности, которые имеют основное место работы, освобождаются от уплаты за себя ЕВ за месяцы отчетного периода, за которые работодателем было уплачено страховой взнос за таких лиц в размере не менее минимального страхового взноса.
Такие лица могут быть плательщиками ЕВ при самостоятельном определении за месяцы отчетного периода, за которые работодателем было уплачено страховой взнос за таких лиц в размере меньше минимального страхового взноса, базы начисления, но не более максимальной величины базы начисления ЕВ, установленного Законом № 2464. При этом сумма ЕВ не может быть меньше размера минимального страхового взноса.
Кроме того, с 1 января 2021 освобождаются от уплаты за себя единого взноса ФЛП и лица, проводящие независимую профессиональную деятельность, если они получают пенсию по возрасту или за выслугу лет или являются лицами с инвалидностью, или достигли возраста, установленного ст. 26 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и получают согласно закону пенсию или социальную помощь.
Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно предоставления единой отчетности по единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование и налога на доходы физических лиц»
Изменениями предусмотрено, что:
— плательщик единого взноса имеет право подавать отчетность о начислении единого взноса в составе отчетности по налогу на доходы физических лиц (единого налога) в орган доходов и сборов по основному месту учета плательщика единого взноса в сроки и порядке, установленные Налоговым кодексом Украины;
— налогоплательщики, в том числе налоговые агенты, плательщики единого взноса обязаны подавать контролирующим органам в сроки, установленные Налоговым кодексом для налогового квартала, налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков — физических лиц, и сумм удержанного с них налога, а также сумм начисленного единого взноса, с разбивкой по месяцам отчетного квартала;
— физические лица — предприниматели подают годовую налоговую декларацию в срок, определенный подпунктом 49.18.5 статьи 49 настоящего Налогового кодекса, в которой наряду с доходами от предпринимательской деятельности должны указываться другие доходы из источников их происхождения из Украины и иностранные доходы, а также сведения о суммах единого взноса, начисленного на доходы от предпринимательской деятельности в размерах, определенных в соответствии с законом;
— плательщики единого налога первой и второй групп подают в контролирующий орган налоговую декларацию плательщика единого налога в срок, установленный для годового налогового (отчетного) периода, в которой отражаются объем полученного дохода, ежемесячные авансовые взносы, определенные п. 295.1 ст. 295 Налогового кодекса, а также сведения о суммах единого взноса, начисленного, исчисленного и уплаченного в порядке, определенном законом для данной категории плательщиков;
— плательщики единого налога третьей группы (физические лица) в составе налоговой декларации плательщика единого налога за IV квартал налогового (отчетного) года подают также сведения о суммах единого взноса, начисленного, исчисленного и уплаченного в порядке, определенном законом для данной категории плательщиков.
Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно права физического лица на смену отчества»
Ребенок, достигший шестнадцати лет, имеет право по своему усмотрению изменить свою фамилию и (или) собственное имя и (или) отчество. С четырнадцати лет ребенок имеет право изменить свое отчество с согласия родителей. В случае возражения одного из родителей по изменению отчество ребенка спор относительно такого изменения может решаться органом опеки и попечительства. При разрешении спора принимаются во внимание выполнение родителями своих обязанностей по отношению к ребенку и другие обстоятельства, которые удостоверяют соответствие изменения отчество интересам ребенка «.
Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за правонарушения в сфере продажи детям электронных сигарет и жидкостей, используемых в электронных сигаретах»
Законом предусматривается с 1 января 2021 административная ответственность за нарушение правил торговли электронными сигаретами и жидкостями, используемыми в электронных сигаретах, усиление ответственность за продажу подакцизных товаров, путем увеличения штрафа от 400 до 800 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Соответствующие изменения внесены в статью 156 «Нарушение правил торговли пивом, алкогольными, слабоалкогольными напитками, табачными изделиями, электронными сигаретами и жидкостями, используемыми в электронных сигаретах, устройствами для потребления табачных без их сгорания» Кодекса Украины об административных правонарушениях.
Внесенными изменениями установлено, что «Действия, предусмотренные частью первой или третьей настоящей статьи, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения, влечет за собой наложение штрафа от восьмисот до одной тысячи четырехсот необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией предметов торговли и выручки, полученной от продажи предметов торговли ».
Законом также предусматривается в законах Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и горючего» и «О мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения» употреблять термины «электронная сигарета» и «жидкости, используемые в электронных сигаретах» в значениях, приведенных в Налоговом кодексе Украины и ввести ограничения, в том числе для несовершеннолетних, по обращению электронных сигарет и жидкостей, используемых в электронных сигаретах.
Постановление КМУ «О документах о высшем образовании (научных степенях)»
Кабмин утвердил перечень обязательной информации, которая должна содержаться в документах о высшем образовании (научных степенях). Указываться будет:
Диплом младшего бакалавра, бакалавра, магистра |
наименование документа о высшем образовании; |
документы (дубликаты документов) о высшем образовании (научной степени) государственного образца и приложения к ним, выданные до вступления в силу этого постановления, являются действительными и не подлежат обмену;
проведение регистрации с присвоением регистрационного номера в Единой государственной электронной базе по вопросам образования дипломов доктора философии / искусства, доктор наук, приложения к диплому европейского образца внедряется с 1 января 2022 г.
Постановление КМУ «О нормативе прибытия бригад экстренной (скорой) медицинской помощи на место происшествия»
Установлено, что:
1) обращение о предоставлении экстренной медицинской помощи по единому телефонному номеру экстренной медицинской помощи 103, по единому телефонному номеру системы экстренной помощи населению 112, с помощью других телекоммуникационных средств в зависимости от состояния пациента делятся на критические, экстренные, неэкстреные и непрофильные. Диспетчер приема вызова оперативно-диспетчерской службы центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф определяет состояние пациента и обстоятельства событий вызова в соответствии с перечнем причин обращений и жалоб о необходимости оказания экстренной медицинской помощи, определенного МОЗ;
2) нормативы прибытия бригад экстренной (скорой) медицинской помощи на место происшествия по обращениям, относящихся к категории критических, составляют 10 минут с момента поступления обращения к диспетчеру. Учитывая возможность возникновения обстоятельств, не зависящих от организации системы предоставления экстренной медицинской помощи (усложненное дорожное движение, метеорологические условия, сезонные особенности, эпидемиологическая ситуация и т.п.), допускается превышение указанного норматива, но не более чем в 25 процентах случаев;
3) нормативы прибытия бригад экстренной (скорой) медицинской помощи на место происшествия по обращениям, относящихся к категории экстренных, составляют 20 минут с момента поступления обращения. Учитывая возможность возникновения обстоятельств, не зависящих от организации системы предоставления экстренной медицинской помощи, допускается превышение указанного норматива, но не более чем в 15 процентах случаев;