В последние годы в Украине очень часто на повестке дня звучит вопрос о евроинтеграции: это и рост товарооборота с Европой, и безвизовый режим с ЕС, и внедрение европейских ценностей в наше общество. А какие же ценности без авто, которое не роскошь, а средство передвижения. А по этому показателю Украина значительно отстает от своих западных соседей.
Так согласно данным ассоциации производителей автомобилей Европы количество авто на 1000 человек населения в Украине в 2015 году составило 242 авто/на тысячу человек (это предпоследнее место), что значительно меньше среднего по ЕС — 494 авто. Видимо желание не пасти задних, переход европейских стран на более экологичные авто, плюс украинская смекалка — привели к наплыву авто с европейской регистрацией на наших дорогах.
Первый же вопрос, который возникает: почему не растомаживают машины с еврорегистрацией? Причины разные, но главная — это акцизный налог, обязательный платеж, ставки которого очень огорчают украинских автомобилистов. Размер акциза для различных по объему двигателя машин и года выпуска могут отличаться на порядок цифр (см таблицу). Многие считают, что схема расчета данного акциза устарела, и ее пора менять. В Раде даже рассматриваются законопроекты об изменениях, о обо всем по порядку.
Таблица 1. Действующие ставки акциза.
Объем двигателя, см3 | Действующий акциз, евро | ||
Новые авто | До 5 лет | Свыше 5 лет | |
900 | 92 | 985 | 1 294 |
1 000 | 102 | 1 094 | 1 438 |
1 200 | 76 | 1 640 | 2 113 |
1 500 | 95 | 2 051 | 2 642 |
1 600 | 427 | 2 629 | 3 906 |
1 800 | 481 | 2 957 | 4 394 |
2 000 | 534 | 3 286 | 4 882 |
2 100 | 561 | 3 450 | 5 126 |
2 200 | 587 | 3 615 | 5 370 |
2 500 | 690 | 5 533 | 12 463 |
2 800 | 773 | 6 196 | 13 958 |
3 000 | 828 | 6 639 | 14 955 |
3 500 | 7 732 | 11 652 | 17 448 |
4 000 | 8 836 | 13 316 | 19 940 |
4 500 | 9 941 | 14 981 | 22 433 |
5 000 | 11 045 | 16 645 | 24 925 |
5 500 | 12 150 | 18 310 | 27 418 |
6 000 | 13 254 | 19 974 | 29 910 |
В итоге, вышеупомянутая система ставок акцизного налога, а также невозможность таможенного оформления и регистрации в Украине машин, несоответствующих экологическому стандарту «евро-5», привели к появлению в стране такого количества авто с иностранной регистрацией.