Я и Еврономера

Как машины с еврономерами попадают в Украину, что ожидает владельцев и обо всем наболевшем

В последние годы в Украине очень часто на повестке дня звучит вопрос о евроинтеграции: это и рост товарооборота с Европой, и безвизовый режим с ЕС, и внедрение европейских ценностей в наше общество. А какие же ценности без авто, которое не роскошь, а средство передвижения. А по этому показателю Украина значительно отстает от своих западных соседей.

Так согласно данным ассоциации производителей автомобилей Европы количество авто на 1000 человек населения в Украине в 2015 году составило 242 авто/на тысячу человек (это предпоследнее место), что значительно меньше среднего по ЕС  — 494 авто. Видимо желание не пасти задних, переход европейских стран на более экологичные авто, плюс украинская смекалка — привели к наплыву авто с европейской регистрацией на наших дорогах.

Первый же вопрос, который возникает: почему не растомаживают машины с еврорегистрацией? Причины разные, но главная — это акцизный налог, обязательный платеж, ставки которого очень огорчают украинских автомобилистов. Размер акциза для различных по объему двигателя машин и года выпуска могут отличаться на порядок цифр (см таблицу). Многие считают, что схема расчета данного акциза устарела, и ее пора менять. В Раде даже рассматриваются законопроекты об изменениях, о обо всем по порядку.

Таблица 1. Действующие ставки акциза.

Объем двигателя, см3 Действующий акциз, евро
Новые авто До 5 лет Свыше 5 лет
900 92 985 1 294
1 000 102 1 094 1 438
1 200 76 1 640 2 113
1 500 95 2 051 2 642
1 600 427 2 629 3 906
1 800 481 2 957 4 394
2 000 534 3 286 4 882
2 100 561 3 450 5 126
2 200 587 3 615 5 370
2 500 690 5 533 12 463
2 800 773 6 196 13 958
3 000 828 6 639 14 955
3 500 7 732 11 652 17 448
4 000 8 836 13 316 19 940
4 500 9 941 14 981 22 433
5 000 11 045 16 645 24 925
5 500 12 150 18 310 27 418
6 000 13 254 19 974 29 910

 

В итоге, вышеупомянутая система ставок акцизного налога, а также невозможность таможенного оформления и регистрации в Украине машин, несоответствующих экологическому стандарту «евро-5», привели к появлению в стране такого количества авто с иностранной регистрацией.

Схемы ввоза

Как машины с еврономерами попадают в Украину

Самый важный момент на мой взгляд, который стоит отметить: покупая машину с иностранной регистрацией для использования ее в Украине без растаможки – вы не становитесь ее собственником.

Согласно закону, автомобили с иностранной регистрацией могут находиться на территории Украины на условиях транзита, когда требуется регулярное пересечение (ввоз-вывоз каждые 5 или 10 дней) автомобилем границы, либо в режиме временного ввоза, когда автомобиль может безвыездно находиться на территории Украины до года.

Давайте рассмотрим схему стандартного «пригона» машины на иностранной регистрации для использования ее в Украине. Перед «продажей» (а точнее передачей прав пользования авто) транспортное средство в стране регистрации регистрируют на компанию в качестве автомобиля для коммерческого использования. Далее, нерезидент, который имеет на руках трудовой договор с компанией, на которую зарегистрировано авто и остальные сопутствующие документы, при пересечении границы должен поместить авто в таможенный режим «временного ввоза транспортного средства коммерческого использования», с целью освобождения авто от налогообложения таможенными платежами, согласно Конвенции о временном ввозе и Таможенному Кодексу Украины.

Однако, таможенная служба может отказать авто в пересечении границы в качестве транспортного средства коммерческого назначения, т.к. согласно статье 1 Приложения С Конвенции о временном ввозе термин коммерческое использование подразумевает под собой «платная перевозка лиц или промышленная, или коммерческая платная или бесплатная перевозка грузов». Кроме того, стоит отметить, что согласно Закону Украины «Об автомобильном транспорте» «в транспортных средствах, которые осуществляют международные перевозки пассажиров и/или грузов, устанавливаются и используются контрольные устройства — тахографы».

Почему так важно, чтобы автомобиль был ввезен в статусе «временного ввоза транспортного средства коммерческого использования»?  — опять Приложение С Конвенции о временном возе. Согласно статьи 7 Украина не имеет права запрещать передавать временно ввезенные транспортные средства коммерческого использования третьим лицам.

Почему такая схема не работает с «временным ввозом транспортного средства частного использования» — в дело вступает Таможенный Кодекс Украины, в котором предусмотрено, что «временно ввезенные транспортные средства частного использования могут использоваться на территории Украины исключительно гражданами, которые ввезли данные транспортные средства в Украину, для их личных потребностей.»

Напомним, что автомобили, ввезенные в Украину в режиме «временного ввоза» на срок более 90 дней, подлежат регистрации без изменения регистрационных документов в течении 10ти дней после их ввоза. В случае просрочки регистрации собственник автомобиля будет привлечен к административной ответственности в соответствии с положениями ст. 121 КУпАП  в виде штрафа при нарушении впервые – 170 грн.,  и при повторном нарушении – 255 грн., или альтернативным наказанием в виде общественных работ до 30 часов, и факультативной дополнительной санкцией в виде с возмездного изъятия транспортного средства.

Юридически и тут есть лазейки, но давайте честно – рядовой украинец, «покупая» автомобиль под «временный ввоз», рассчитывает на его эксплуатацию в личных целях, что и есть нарушение таможенных правил, — использование автомобиля, в отношении которого предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, в других целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены такие льготы.

Взыскание в таком случае более чем существенно – 300% от неуплаченной суммы таможенного платежа и конфискация самого автомобиля. По крайней мере, об этом говорит сегодняшняя судебная практика. Стоит ли оно того?

Статистика ввезенных авто

Сколько машин с еврономерами ввезено в страну

По состоянию на 26 апреля в режиме «временного ввоза» в Украину было ввезено 2 751 022 автомобиля, а в режиме транзит – 469 218. В ГФС считают, что в Украине незаконно находится 317 000 автомобилей с иностранными номерами, 110 000– нарушение режима транзит, 217 000 – нарушение временного ввоза.

Согласно статистике, ГФС Украины за первые 4 месяца 2018 года количество автомобилей иностранной регистрации значительно увеличилось.

В разрезе по странам общая картина ввозимых автомобилей выглядит следующим образом (ТОП-5)

Многим будет интересно посмотреть на статистику по штрафам за нарушение пребывания по срокам автомобилей с иностранной регистрацией на территории Украины.
Порядок временного ввоза транспортных средств определяется и регулируется Таможенным Кодексом Украины.
За первое полугодие 2018 года таможнями ДФС составлено 14 223 протокола о нарушении правил транзита (ст. 470) на сумму почти 92 млн грн., а по нарушению правил временного ввоза – 3 749 протоколов на 49 млн грн.

ДТП

Какие риски несут участники дорожного движения в случае ДТП с подобными автомобилями

С возрастанием количества ввезенных из-за границы автомобилей с иностранной регистрацией, возрастает и количество ДТП с их участием.
Согласно данным национальной полиции Украины, доля ДТП с участием авто с иностранной регистрацией составила 6% от общего количества аварий (более 10 тысяч), в первом квартале 2018 года показатель увеличился до 8,5%.

Что делать, если ты попал в ДТП с машиной на иностранной регистрации, обязательно ли эта машина застрахована и кому предъявлять претензии? Можно ли получить украинскую страховку на нерастаможенное авто? Есть ли возможность оформить страховой полис на автомобиль с временным ввозом на гражданина Украины? Важно понимать, как действовать в таких ситуациях.

Согласно законодательству Украины, любое транспортное средство подлежит обязательному страхованию гражданской ответственности автовладельца. При пересечении границы на автомобиль оформлена страховка Зеленая карта, но, когда везут авто для продажи – страховка оформляется на минимальный срок, т.е. до 15 суток.

В Украине ОСАГО можно приобрести на автомобиль с любой регистрацией. Действие автогражданки распространяется абсолютно на всех, кто имеет право управлять застрахованным транспортным средством. Ответственность водителя нерастаможенного авто, если уж он стал виновником ДТП, перед другими участниками движения полностью застрахована. Стоит отметить, что полисы обязательного страхования приобретены только на 198 тысяч автомобилей с иностранной регистрацией, что является каплей в море.

Интересен еще и тот факт, что при попытке выехать на автомобиле с иностранной регистрацией, но без страховки Зеленая карта — представители таможенной службы не имеют право пропустить автомобиль. Зеленую карту для автомобилей с иностранной регистрацией в Украине купить нельзя. Вот и приходиться водителям пересекать границу для покупки страхового полиса в страну прописки авто, чтобы потом выехать из Украины.

О ДТП с «еврономерами» в Украине ходит много разных противоречивых историй. Если вы столкнулись с автомобилем на иностранной регистрации и дело не получается уладить европротоколом, то процедура оформления стандартная: вызываете полицию и оформляете ДТП. Далее стоит убедиться о наличии страхового полиса у второго участника ДТП. Проверить наличие действующего страхового полиса можно на сайте МТСБУ. Если полис действующий, тогда нужно обращаться в страховую, в которой застраховано авто, если автомобиль не застрахован в Украине, и автомобиль имеет страховой полис «Зеленая карта, приобретенный за границей, то обязательства по выплате ущерба пострадавшему переходят к МТСБУ, но только после того, как виновник на автомобиле с иностранной регистрацией будет признан виновным в судебном порядке.

Если же у виновника ДТП – «иностранца» не оказалось никакой страховки, то есть несколько вариантов попытаться получить компенсацию. Во-первых, обратиться с претензией или иском к водителю авто, потребовав оплаты нанесенного ущерба. Во-вторых, можно обратиться в фонд защиты потерпевших МТСБУ. Выплаты из фонда проводятся в случае ДТП с незастрахованным авто или с неустановленным транспортным средством, если виновник скрылся. Обязательным условием обращения в фонд МТСБУ является наличие у пострадавшего полиса ОСАГО на момент ДТП, а также оформление с участием патрульной службы.

Риск оказаться пострадавшим в ДТП есть также и у авто на иностранных номерах. В таком, случае, для получения страхового возмещения, в страховую компанию необходимо предоставить пакет документов, в том числе и доверенность от конечного владельца (гражданина Польши, Литвы или другой страны) о том, что украинцу передано право пользования автомобилем и получения возмещений, влючая страховые. Если такой доверенности нет, ее нужно у иностранца получить, что часто бывает проблематичным для «неправильно» ввезенных авто.

Суммируя все вышесказанное, рекомендуем для владельцев авто на любой регистрации позаботиться о наличии полиса обязательного страхования. Это в любом случае избавит вас от множества проблем не только в случае ДТП, а и при обычной проверке документов.

Угон

Угнали автомобиль на иностранной регистрации

В последнее время все больше появляется информации в соцсетях об угоне автомобилей с иностранной регистрацией. Эту информацию на своей странице в фейсбуке подтвердил и генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.

Такие автомобили чаще всего идут на разборку, ведь согласно законодательству, о пропаже транспортного средства заявить может только владелец автомобиля, или лицо, которое уполномочено владельцем совершать такие действия.

Как показывает практика, украинские пользователи автомобилей с иностранной регистрацией таких доверенностей не имеют. В случае если доверенность есть, сделано заявление и транспортное средство найдено, то забрать его может только собственник авто, а не доверенное лицо. С его слов, «угонщик почти не рискует, когда угоняет такое авто, он знает, что оно априори в розыск не попадет».

Эксперимент ДФС и нацполиции

Что нас ожидает в ближайшем будущем

Как сообщает Государственная фискальная служба Украины, они вместе с Нацполицией разработали совместный алгоритм действий для реализации эксперимента по противодействию уклонению от уплаты таможенных платежей.

Механизм содержит два блока: порядок доступа и круглосуточного пребывания представителей МВД в зонах таможенного контроля (СМК) и возможности использования Автоматизированной системы таможенного оформления «Инспектор-2006».

Что касается второго блока алгоритма действий, то между ДФС и МВД заключено общее соглашение о предоставлении доступа к Автоматизированной системы таможенного оформления «Инспектор-2006».

Кроме того, фискальная служба уже получила перечень должностных лиц Нацполиции, которым будет предоставлено право находиться в зонах таможенного контроля.

Итак, механизм совместных действий предусматривает реагирования исключительно в рамках действующего законодательства. Действия правоохранителей не препятствовать таможенному оформлению и не приведут к необоснованным задержкам. Все решения будут направлены на выявление нарушений таможенных правил и контрабанды.

Говоря другим языком, Патрульные полицейские получили доступ к базе «Инспектор-2006», из которой они теперь могут получать информацию в режиме «он-лайн» о дате въезда на территорию Украины любого автомобиля на «еврономерах» и проверить прошел ли он регистрацию, как ввезенный на срок более 90 дней.

Отсутствие у автомобиля регистрации может стать причиной остановки такого транспортного средства для составления админ. материалов, и тут же может быть выявлен факт управления автомобилем не иностранцем, как это предписывает режим ввоза, а «нашим» соотечественником. Впоследствии такая информация может быть передана в таможенную службу, где будет разрешен вопрос о привлечении виновных в нарушении режима ввоза автомобиля к административной ответственности. Шансов уйти от ответственности все меньше.

Законопроекты

Комментарии и мнения экспертов

Верховная Рада начала делать первые шаги по вопросу урегулирования ситуации с «еврономерами».

В первом чтении были приняты законопроекты №8487 и №8488. Контроль за ввозом и использованием автомобилей с иностранной регистрацией будет сильно усовершенствован. Изменения затронут порядок ввоза во временном режиме и транзите, порядок перемещения автомобилей и порядок регистрации автомобилей с иностранными номерами.

Планируется использовать финансовую гарантию. Усиливается ответственность граждан за нарушение условий ввоза автомобилей в таможенную зону Украины. Так, к примеру, нерезидент без гарантий сможет ввести только одно авто, резидентам придется предоставить подтвержденный трудовой договор, а при работе в такси машины с иностранной регистрацией штраф составит 34 тысячи гривен.

И.о. директора Департамента администрирования таможенных платежей ДФС Сергей Тупальский рассказал, что «В законопроекте предусмотрено почти все предохранители и механизмы решения сложившейся ситуации с транспортными средствами с иностранной регистрацией. После принятия закона все эти автомобили нужно будет вывезти за границу или предоставить к таможенному оформлению документы, подтверждающие право собственности транспортного средства, после чего будет предоставлена возможность осуществить таможенное оформление».

Верховная Рада планирует рассмотреть законопроекты уже в сентябре.

Вместо заключения

Светлое будущее

Кроме того, на сайте Autonews.ua появилась информация от автоэксперта Сергея Креймера о том, что «В Европе появились некие новые фирмы, которые хотят по дешевке скупать фирмы, на которые «бляхи» завозились в Украину. Купив такую фирму, они получают и все зарегистрированные на нее автомобили. После чего они могут заявить украинскому хозяину «бляхи»: «Отдавай машину и плати деньги, или мы объявим автомобиль в розыск». Такая схема уже действовала несколько лет назад. Тогда речь шла о суммах в 2-5 тыс евро. И вот я услышал, что почву под нее стали прощупывать снова»

С каждым днем новостей по дальнейшей судьбе машин с иностранной регистрацией становится все больше, количество машин также растет. Покупать или не покупать такой автомобиль – каждый решает на свой страх и риск. Главное – если вы все-таки решились на покупку такого автомобиля, то помните, что риски возрастают с каждым днем, а осуществляя покупку такого автомобиля вы не находитесь в правовом поле и легальной защиты у вас нет. Хотим европейский уровень жизни – нужно начинать соблюдать законы.

Всем и сразу.