Преступность несовершеннолетних как своеобразный барометр общей преступности и уровня нравственности общества остается острой проблемой, которая не может не беспокоить общество и государство. К счастью, в количественном выражении она имеет тенденцию к постоянному снижению.
С целью обеспечения неуклонного соблюдения прав детей, находящихся в конфликте с законом, с учетом положений Концепции развития уголовной юстиции относительно несовершеннолетних в Украине, утвержденной Указом Президента Украины от 24 мая 2011 № 597/2011 и Закона Украины «О пробации» разработан законопроект № 5299 от 20.10.2016 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения соблюдения прав и совершенствования работы с несовершеннолетними правонарушителями».
Сегодня уголовное законодательство предусматривает, что несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от уголовной ответственности или наказания, если будет признано, что вследствие чистосердечного раскаяния и дальнейшего безупречного поведения он на момент вынесения приговора не требует применения наказания. В этом случае суд применяет к несовершеннолетнему принудительные меры воспитательного характера, к числу которых отнесены направления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков до его исправления, но на срок, не превышающий трех лет (ст. 97, 105 УК Украины) .
«Проанализировав статьи, можно сделать вывод, что содержание этих норм противоречит самому их названию« Освобождение от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного характера », потому что освободить от уголовной ответственности и наказания можно только того человека, который ей подлежит. Если лицо не является субъектом преступления, то отсутствует и состав преступления, в результате чего уголовная ответственность исключается. Применение к таким лицам принудительных мер воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетним при освобождении их от ответственности или наказания, противоречит принципам гуманизма, которыми руководствуется государство, поскольку Уголовный Кодекс Украины вообще не должен содержать положения о применении к таким несовершеннолетних любых мер воздействия «- отмечают инициаторы в пояснительной записке.
Напомним, что сейчас в Украине функционирует две школы и два профессиональных училища социальной реабилитации, в которых в соответствии находится 7 и 16 детей, указывает на фактическую невостребованность таких заведений. Стоимость обучения одного несовершеннолетнего в школе социальной реабилитации составляет более 894 тыс. Грн. в год, а в профессиональном училище социальной реабилитации -552,5 тыс. грн., что неоправданно большой суммой, тогда как обучение одного слушателя в учреждениях при учреждениях исполнения наказаний составляет 11,6 тыс.
Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в Уголовный кодекс Украины (статья 105), Уголовно-процессуального кодекса Украины (статьи 116, 501 и 502), законов Украины «Об органах и службах по делам детей и специальных учреждениях для детей» (статьи 1, 8, 9 , 13 и 17), «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека» (статья 13), «Об охране детства» (статья 34), «О профессионально-техническом образовании» (статья 18), «Об образовании» (статья 37 , 41), «Об общем среднем образовании» (статьи 9, 11, 18), «О социальной работе с семьями, детьми и молодежью» (статья 10), предусматривающие отмену принудительной меры воспитательного характера в виде направления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков до его исправления, и, учитывая это, ликвидации училищ и школ социальной реабилитации.
Дети, которые сегодня находятся в школах и профессиональных училищах социальной реабилитации могут быть по решению суда условно-досрочно освобождении от отбывания наказания или направлены в специальных воспитательных учреждений.
Принятие этого закона позволит обеспечить неукоснительное соблюдение прав несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также исключить нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенции ООН о правах ребенка, Минимальных стандартных правил ООН, касающихся службы правосудия в отношении несовершеннолетних ( «Пекинские правила»).