В Верховной Раде Украины зарегистрирован проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности военнослужащих и некоторых других лиц.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в некоторые законодательные акты Украины путем:
1) введение возможности привлекать к административной ответственности за совершение военных административных правонарушений военнообязанных и резервистов во время прохождения сборов;
2) введение возможности применения судами за военные административных правонарушениях наряду с арестом с содержанием на гауптвахте альтернативного взыскания — штрафа. Наличие предложенных альтернативных видов взысканий в санкциях статей 172-10 и 172-12 — 172-19 КУоАП, представит суду возможность выбирать взыскания с учетом характера и степени тяжести правонарушения, а также обеспечить неотвратимость наказания отдельных категорий, в том числе военнослужащих-женщин, с которыми арест с содержанием на гауптвахте не применяется;
3) предоставление полномочий уполномоченным должностным лицам органов управления Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины на составление протоколов об административных правонарушениях в случае совершения военнослужащими, военнообязанными и резервистами во время прохождения сборов военных административных правонарушений, предусмотренных статьей 172-10 — 172-20 КУоАП и осуществления их административного задержания за совершение этих правонарушений. Наделение должностных лиц Военной службы правопорядка, как правоохранительного формирования, правом составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание военнослужащих, военнообязанных и резервистов, совершивших военные административных правонарушениях, способствовать реализации возложенных на Военной службе правопорядка в Вооруженных Силах Украины функций по обеспечению правопорядка и воинской дисциплины среди указанной категории лиц;
4) предоставление полномочий на составление протоколов об административных правонарушениях в случае совершения военнослужащими, военнообязанными и резервистами во время прохождения сборов, военных административных правонарушений не только командирам (начальникам) воинских частей, но и командирам подразделений, уполномоченных на то командирами (начальниками) воинских частей;
5) установление административной ответственности за самовольное оставление воинской части (места службы), кроме военнослужащих срочной военной службы, и другими категориями военнослужащих, в том числе офицерами, прапорщиками и военнослужащими военной службы по контракту, а также призванными по мобилизации;
6) установление административной ответственности за появление военнослужащих, военнообязанных и резервистов во время прохождения сборов на военной службе в нетрезвом состоянии, употребления ими наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также за отказ указанных лиц от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного, наркотического и иного опьянения;
7) нормирование порядка рассмотрения дел о военных административных правонарушениях и порядка отбывания наказания военнослужащими в виде ареста с содержанием на гауптвахте. В КоАП урегулирован только порядок применения административного ареста;
8) предлагается внести изменения в статью 277 КоАП, что позволит судам рассматривать дела о военных административных правонарушениях, предусмотренных статьями 172-10 — 172-20, в течение суток со дня получения материалов об административном правонарушении, а также изменения в статью 294 КоАП, что даст возможность выполнять постановление суда о применении ареста с содержанием на гауптвахте немедленно после его вынесения, как это предусмотрено статьей 326 КУоАП о выполнении постановления о применении административного ареста;
9) уточнение понятия военного преступления, определено в УК. И изменений, которые предусматривают, что субъектами военных преступлений является не только военнослужащие, как это было раньше, но и военнообязанные и резервисты во время прохождения сборов.
10) нормирование порядка отбывания наказания в виде ареста с содержанием на гауптвахте, а в особый период при отсутствии гауптвахты — в комнатах временно задержанных до трех суток
11)урегулирование вопроса лишения статуса участника боевых действий.