Защита прав потребителей в Европейском Союзе и Украине: что необходимо учесть украинскому законодателю

0
1004

О защите прав потребителей в Европейском союзе издательству «Я и Закон»  рассказала Некит Е.Г., к.ю.н., доцент кафедры гражданского права  Национального университета «Одесская юридическая академия»

Взятый Украиной курс на евроинтеграцию вызвал необходимость приведения национального законодательства в соответствие с европейскими стандартами во всех сферах жизни. Одним из важнейших вопросов, подлежащих решению Украиной на пути к Европейскому Союзу, является вопрос обеспечения прав потребителей, как одной из наиболее уязвимых категорий участников гражданского оборота. В ЕС на обеспечение защиты прав потребителей направлен целый ряд специальных Директив, требования которых должны быть учтены странами-членами при разработке национальных законов. Проанализируем некоторые закрепленные в Директивах ЕС тезисы относительно защиты прав потребителей, которые необходимо принять во внимание украинскому законодателю:

  1. Директива 98/6/ЕС от 16 февраля 1998 года о защите потребителей при указании цен на товары, предлагаемые потребителям, устанавливает обязанность продавцов указывать цену продажи и цену за единицу, поскольку это существенно способствует улучшению информирования потребителя, это самый простой путь предоставления потребителям возможности оценивать и сравнивать цену товаров оптимальным способом и соответственно, делать информированный выбор на основе простых сравнений. Это, в свою очередь, предотвращает введение в заблуждение потребителей путем проведения «акций», когда предлагается приобрести товар в большем количестве якобы за низшую цену – указание цены за единицу товара позволяет потребителю самостоятельно провести анализ, на самом ли деле в рамках такой акции он получит определенную экономию, или это просто маркетинговый ход, который не содержит в себе реальных преимуществ для потребителя.

Следует отметить, что некоторые страны, вставшие на путь евроинтеграции, уже обеспечивают практическую реализацию указанных требований. Так, в Республике Молдова, которая парафировала соглашение об ассоциации с ЕС в конце ноября 2013 года, обязательным при продаже товара является указание двух цен – цены продажи и цены за единицу.

  1. В соответствии со ст. 5.1. Директивы 94/47/ЕС от 26 октября 1999 года относительно защиты прав покупателей по некоторым положениям договора о покупке права на краткосрочное использование недвижимого имущества, государства-члены предусматривают в своем законодательстве положения для обеспечения того, чтобы помимо предложенных покупателю национальным законодательством возможностей признания соглашения недействительным, последний имел право:

— разорвать договор без объяснения причин отказа на протяжении десяти календарных дней со дня подписания обеими сторонами договора или обязательного предварительного соглашения. Если десятый день является праздничным, срок продлевается до первого послепраздничного рабочего дня;

— если договор не содержит минимального перечня сведений (в частности, относительно имен и домашних адресов участников, определения имущества, которое является предметом договора, даты и места его подписания, информации о праве расторжения договора и информации о лице, которому следует посылать сообщение об отказе или расторжении, а также определения условий, в соответствии с которыми может отсылаться такое сообщение) на момент подписания обеими сторонами договора или обязательного предварительного соглашения – отказаться от договора на протяжении трех месяцев с момента подписания. Если вышеупомянутые сведения были внесены на протяжении трех месяцев (например, если впоследствии продавец сообщил потребителю о его праве отказаться от договора на протяжении 10 дней), покупатель имеет право отказаться от договора на протяжении 10 дней, отсчет которых начинается с момента сообщения о наличии у него такого права.

Относительно указанных положений украинскому законодателю следует обратить внимание на два момента:

1) в соответствии с украинским национальным законодательством, потребитель имеет право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого он был приобретен, если товар не удовлетворил его по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам не может быть им использован по назначению (ст. 9 Закона Украины «О защите прав потребителей»). При этом продавцы, как правило, требуют указать, по какой именно причине потребитель отказывается от приобретенного товара. Тогда как согласно европейским правилам потребитель имеет право отказаться от договора без каких бы то ни было объяснений;

2) украинским законодательством не предусмотрен трехмесячный срок для расторжения договора по желанию потребителя, если ему не было при заключении договора предоставлено информации о праве расторжения договора и информации о лице, которому следует посылать сообщение об отказе или расторжении, а также не были определены условия, в соответствии с которыми может отсылаться такое сообщение.

  1. Еще одно важное правило относительно расторжения договора установлено в ст. 9 Директивы 2011/83/ЕС о правах потребителей, которое касается договоров, заключенных дистанционно или вне служебных помещений. Такие договоры могут быть разорваны потребителем без указания причин на протяжении 14 календарных дней, отсчет которых начинается:

— для контрактов по предоставлению услуг – с момента заключения контракта;

— для контрактов на продажу товаров – с момента, когда потребитель вступил в фактическое владение товаром, или если потребитель приобрел несколько товаров, которые должны быть доставлены отдельно – с момента получения во владение последнего товара, или, если потребителю товары доставляются партиями или частями – с момента получения последней партии или части товара, или, в случае регулярного снабжения товаров на протяжении определенного времени – с момента получения первого товара;

— для контрактов на снабжение водой, газом или электричеством, не предназначенными для продажи, а также на снабжение центральным отоплением – с момента заключения контракта.

  1. Интересное правило установлено Директивой 2011/83/ЕС относительно контрактов, заключенных с помощью телефонного звонка. Так, в соответствии со ст. 8 указанной Директивы, государствам-членам ЕС предлагается установить обязанность продавца подтверждать свое предложение потребителю, который связывается обязательством лишь в том случае, если подписал предложение или направил свое письменное согласие продавцу.
  2. Специальной Директивой 2000/31/ЕС от 8 июня 2000 года о некоторых правовых аспектах информационных услуг, в частности, электронной коммерции, на внутреннем рынке («Директива об электронной коммерции») регулируются особенности заключения контрактов с помощью электронных систем, в частности, с помощью Интернета. Поскольку такие контракты заключаются без непосредственного контакта сторон и без возможности потребителя оценить физически качества товара, здесь установлены повышенные требования, которые должны обеспечить защиту прав потребителей при заключении такого рода договоров. Так, в соответствии со ст. 5 указанной Директивы, дополнительно к информационным обязанностям, которые возлагаются на продавцов, в рамках электронной торговли обязательно указывается:

а) имя поставщика услуг;

  1. b) географический адрес основанного поставщика услуг;

с) детальная информация о поставщике услуг, включая адрес его электронной почты, что позволяет быстро с ним связываться и непосредственно и эффективно посылать ему сообщение;

  1. d) если поставщик услуг зарегистрирован в торговом или подобном реестре, то информацию об этом торговом реестре, в который он занесен, и регистрационном номере или эквивалентных средствах идентификации поставщика услуг в этом реестре;

е) если деятельность подлежит лицензированию, — особенности соответствующего контрольного органа.

Указанные требования направлены на обеспечение возможности потребителя идентифицировать продавца или поставщика услуг и в случае необходимости отыскать его для предъявления требований о защите своих прав.

Эти и другие положения Директив ЕС относительно защиты прав потребителей должны быть учтены украинским законодателем для приведения национального законодательства в соответствие с европейскими стандартами.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь