Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О Национальной полиции» и Кодекс административного судопроизводства Украины (относительно дополнения некоторых норм).
Законом Украины «О Национальной полиции» от 02.07.2015 № 580-VIII было закреплено правовой статус органа правопорядка, а именно Национальной полиции Украины.
Для обеспечения возможности подразделениями полиции выполнять задачи в соответствии с законом и с соблюдением конституционных прав человека и гражданина депутаты предложили внести следующие изменения в Закон Украины «О Национальной полиции»:
Предлагается, чтобы любое лицо имело право фиксировать деятельность полицейского путем открытого или скрытого использования приборов аудиозаписи, фото-, видео- и киносъемки.
Материалы, полученные в результате такой фиксации деятельности полицейского могут быть использованы в качестве доказательства при решении вопроса о правомерности действий полиции.
В свою очередь полицейский имеет право требовать у лица предъявления им документов, удостоверяющих его личность, и / или документов, удостоверяющих право управления траснпортных средствами, подтверждающих разрешение на использование вещей, оборот которых ограничен, в следующих случаях:
1) если лицо обладает внешним признакам, похожими на внешние признаки лица, находящегося в розыске, или безвестно исчезнувшего лица;
2) если существует достаточно оснований полагать, что лицо совершило или готовится совершить правонарушение;
3) если лицо находится на территории или объекте со специальным режимом или в месте осуществления специального полицейского контроля, определенных в соответствии с законом;
4) если у лица есть вещи, оборот которых ограничен или запрещен, или для хранения, использования или перевозки которых требуется разрешение, если установить такие права другим образом невозможно;
5) если лицо находится в месте совершения правонарушения или дорожно-транспортного происшествия, другой чрезвычайной ситуации и могла быть их свидетелем;
6) Если полицейский должен осуществить привод (принудительное доставление) соответствующего лица к следователю или суду.
Реализуя право на проверку документов лица полицейский обязан четко и недвусмысленно сообщить о конкретных основания применения указанного полицейского мероприятия .
В случае отсутствия у лица при себе документов, удостоверяющих личность, такое лицо обязано устно сообщить полицейскому свою фамилию, имя и отчество и адрес места жительства. В такой ситуации полицейский в зависимости от фактических обстоятельств может принять одно из следующих решений:
— Идентифицировать личность по имеющимся у нее документами, которые в соответствии с действующим законодательством не являются документами, удостоверяющими личность;
— Идентифицировать человека по его устным объяснением, объяснениями других лиц, сведениями из информационных баз в соответствии со ст. 26 этого Закона и / или публичной информации;
— Идентифицировать личность по материалам розыскного дела;
— Осуществить административное задержание лица, которое не было идентифицировано, в случаях предусмотренных законодательством.
Административное задержание лица, которое не было идентифицировано может осуществляться в случаях:
— Если лицо обладает внешними признакам, очевидно схожими с внешними признаками лица, находящегося в розыске за совершение преступления и / или в отношении которого выполняется привод;
— Если существует достаточно оснований для задержания этого лица как правонарушителя в соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса Украины или Кодекса об административных правонарушениях Украины.
Об административном задержании такого лица немедленно составляется протокол, в котором указываются фамилия, имя и отчество и адрес места жительства, которые были устно уведомлены лицом, а в случае, если лицо отказалось сообщить данные о себе — отмечается о задержание неизвестного лица.
Проверка документов не может продолжаться более 10 минут.
Срок административного задержания не идентифицированной лица не может превышать 3-х часов.
В случае, если по результатам правомерно совершенного административного задержания в дальнейшем будет установлено, что задержанное, не идентифицированное лицо не находится в розыске, не является лицом в отношении которого выполняется повод и / или не является лицом, совершившим преступление или административное правонарушения, то по требованию такого лица ее за счет Государственного бюджета должны быть возмещены убытки, причиненные правомерными действиями полицейских.