Ультраправые организации преследовали цели, запрещенные статьей 17 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и злоупотребляли своим правом на свободу объединений способом, несовместим с ценностями толерантности, социального мира и отсутствия дискриминации. Поэтому их запрет согласовывался с конвенциональными гарантиями.
К такому выводу пришел Европейский суд по правам человека по делу «Аюб и другие против Франции» (заявления №77400 / 14 №34532 / 15 №34550 / 15), сообщает информационный ресурс «ECHR. Ukrainian Aspect ».
В июне 2013 года произошла драка студента, члена антифашистского движения со скинхедами, в результате которой парень умер. Расследование установило, что участниками драки были представители одной из ультраправых организаций, которые впоследствии были приговорены судом присяжных.
Позже по этой и еще двух организациям властями страны были приняты решения о роспуске. Обжалование этих решений,которые руководители организаций считали политическими, успеха не имело.
Ссылаясь на статью 10 (свобода выражения мнения) и 11 (свобода собраний и объединений) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, руководители организаций обратились в Европейский суд по правам человека. Они жаловались на то, что роспуск организаций составил необоснованное вмешательство в осуществление ими их права на свободу собраний и свободу выражения мнений.
В Страсбурге решили, что целями роспуска организаций было обеспечение общественной безопасности, предотвращение беспорядков и защита прав других лиц. И все они были законными в понимании статьи 11§2 Конвенции. Учитывая информацию в материалах дела и контекст (смерть студента) ЕСПЧ признал, что власти обоснованно пришли к выводу о том, что существовали соответствующие и достаточные причины, демонстрировали «настоятельную общественную потребность» для того, чтобы выдать решение о роспуске соответствующих организаций для предотвращения и пресечения нарушений общественного порядка.