До конца апреля Министерство образования должно разработать концепцию реформирования системы заработных плат учителей. Об этом в интервью Українській правді. Життя сказала министр образования и науки Анна Новосад, передает Освіта.ua.
По ее словам, любые изменения должны иметь финансовую основу.
«Ключевое, на чем будут базироваться будущие изменения по заработной плате, — это оптимизация надбавок в сторону увеличения оклада и сокращения количества надбавок. И начнем мы с надбавки за престижность труда, которая одной из первых должна быть интегрирована в оклад. Те предельные 30%, которые выплачиваются как надбавка, должны перейти в оклад заработной платы», — сказала министр.
Также она рассказала о проблеме нехватки субвенции на покрытие заработных плат в некоторых регионах. По убеждению министра, есть три основные причины, почему так происходит.
«Первая причина в плохой сети школ, нежелании местной власти работать над тем, чтобы действительно школы были большими, чтобы в них была достаточная наполняемость классов. Им просто не хватает денег, поскольку их фактические расходы не сходятся с теми, которые им рассчитало государство. Как это работает? Мы рассчитываем образовательную субвенцию из тех средств, с которых платят зарплату в соответствии с формулой распределения.
Она среди других критериев учитывает плотность населения, количество учеников. Согласно ей мы начисляем средства. Очень часто, особенно в тех областях, где много маленьких школ, где фактическая наполняемость класса меньше, чем расчетная, поэтому и не хватает средств», — отметила Анна Новосад.
Она сообщила, что это системная проблема в отдельных регионах.
«Мы ежегодно идем навстречу и делаем перераспределение образовательных субвенций, чтобы покрыть этот дефицит, но в тех областях, в которых нормальная сеть школ и в которых фактическая наполняемость совпадает с расчетной, у них таких проблем нет. Из госбюджета мы выплачиваем две части зарплаты: оклад, а также престижность. Всегда проблема с престижностью», — сказала министр.
Она отметила, что из госбюджета государство платит 25% за престижность, а ее предел — это 30%. Очень часто на местах платят только 5%, хотя получают из бюджета 25%.
«А все, что сэкономили на учителях, местные власти направляет на материальные улучшения или другие потребности. Они важны, но все-таки это средства на зарплату.
И, собственно, поэтому и концепция реформирования зарплаты, которую мы сейчас разрабатываем, базируется на том, что нам нужно унифицировать надбавки с одной важной целью: учитель не должен зависеть от манипуляций с начислениями на местах», — отметила Анна Новосад.