Европейская ассоциация административных судей выразила обеспокоенность по поводу положений Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей». Об этом говорится в письме от 13 июня европейскому комиссару по вопросам юстиции, президенту Украины и министру юстиции Украины, подписанному президентом Европейской ассоциации административных судей Эдит Целлер.
Европейская ассоциация административных судей обосновывает свои рассуждения исходя из содержания письма ВАСУ от 9 июня 2016 года, адресованного президенту Украины.
В письме, в частности, отмечается, что изменения организационных основ судопроизводства должны основываться на соблюдении как полной структурной независимости, так и личной независимости каждого судьи.Также в письме обращается внимание на то, что ВАСУ является высшей судебной инстанцией в системе административных с удов Украины, а также членом Международной ассоциации высших органов административной юрисдикции, IASAJ. Таким образом, ВАСУ имеет задачу обеспечивать единство существующей судебной практики по административным делам.
ВАСУ выполнял эти задачи (как и задача суда первой инстанции) в течение более чем 10 лет. Для суда такого уровня указанная роль является жизненно необходимой для судопроизводства в демократическом обществе.
В письме обращается внимание на то, что административное судопроизводство имеет особые потребности, в частности, учитывая широкий круг вопросов в области административного права, есть потребность в такой специализации, более того потребность в сильных гарантиях независимости от исполнительной власти, которую контролирует административном судопроизводстве. Власть, с другой стороны, отчасти определенное влияние на организацию деятельности административных судов с помощью бюджетирования или других средств.
Таким образом, специализированный верховный административный суд в системе специализированных судов административной юрисдикции как суд последней инстанции имеет значение и преимущество. Специализация суда имеет свои преимущества и недостатки. Европейской ассоциации административных судов не известны особые недостатки о существовании ВАСУ как административного суда.
В письме также отмечается, что статус судей до и после таких изменений не должен нарушаться. Европейская ассоциация административных судей подчеркивает важность надлежащих переходных положений по такому.
В заключении Консультативного совета европейских судей (CCJE) № 1 (2001) четко указано, что неотъемлемым элементом судейской независимости является срок пребывания в должности судьи, является предпосылкой для защиты верховенства права и основополагающей гарантией справедливого суда. Гарантия срока пребывания в должности и несменяемость являются ключевыми элементами независимости судей (см. Рекомендацию Комитета Министров СМ / Rec (2010) 12, пункт 49).
Бессрочное назначение может быть прекращено только в случаях серьезных нарушений положений дисциплинарного и уголовного законодательства или если судья не в состоянии выполнять обязанности судьи (см. Рекомендацию Комитета Министров СМ / Rec (2010) 12, пункт 50).
Во всех этих исключительных случаях должны быть соблюдены четкие процедурные нормы. Такие производства должны осуществляться независимым органом или судом, и должна быть полная гарантия принципа справедливого суда. Процедурные нормы должны предоставить судье право обжаловать решения и предложенную санкцию. Дисциплинарные санкции должны быть пропорциональными (более подробно см. Рекомендацию Комитета Министров СМ / Rec (2010) 12, пункт 69; также Вывод Консультативного совета № 3, пункт 77).
Таким образом, организационные изменения и новые дисциплинарные нормы, которые, как утверждается, содержатся в новом Законе «О судоустройстве и статусе судей», могут вступить в противоречие с европейскими стандартами, которые должны применяться в демократическом правовом государстве.
Соответственно, правовой статус Общественного совета добродетели в новом Законе «О судоустройстве и статусе судей», ее контрольные функции и полномочия, а также ее формирование могут вступить в противоречие с европейскими стандартами, которые должны применяться в демократическом правовом государстве.
В письме, в частности, выражается обеспокоенность расширенных обязательств судей подавать полную декларацию родственных связей, а также других деклараций (по частного имущества). Подобные меры приводят к отрицанию и нарушения права на неприкосновенность частной жизни, в целом антикоррупционные меры должны также соответствовать статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Действие этой статьи распространяется также и на судей, поскольку они являются гражданами. Указанные меры не помогут в установлении надлежащего подотчетности и прозрачности в борьбе с коррупцией, зато приведут к запугиванию судей.
Подытоживая сказанное, Европейская ассоциация административных судей надеется, что дальнейшая судебная реформа будет осуществляться с соблюдением существующих европейских стандартов. Надлежащей базой такого результата мог бы быть конструктивный диалог, в том числе диалог с судьями как членами судебной системы. Европейской ассоциации выражает готовность поддержать такой диалог.