Высший административный суд Украины обратился к президенту страны Петру Порошенко с просьбой применить предоставленное ему Конституцией Украины право вето относительно принятого 2 июня 2016 года Верховной Радой Украины Закона «О судоустройстве и статусе судей». Об этом сообщает пресс-служба ВАСУ.
Так, в письме ВАСУ, отмечается несоответствие отдельных положений недавно принятого Закона требованиям статей Конституции Украины. Также, по мнению ВАСУ, в нем не учтены рекомендации Венецианской комиссии, кроме того, Закон «О судоустройстве и статусе судей» содержит коррупциогенные факторы, отмечается в письме.
В то же время Закон частично не соответствует требованиям статей 1 и 8 Конституции Украины, согласно которым Украина является правовым государством, где признается и действует принцип верховенства права, элементом которого является принцип правовой определенности, о чем неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Украины.
В частности, частью пятой статьи 125 Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)» предусматривается, что с целью защиты прав, свобод и интересов лица в сфере публично-правовых отношений действуют административные суды. Но эта статью полностью проигнорирована Законом «О судоустройстве и статусе судей», а также не приняты во внимание рекомендации, которые 23 октября 2015 года приняла Европейская комиссия «За демократию через право» (Венецианская комиссия), которыми признается существование административных судов как автономной судебной системы.
Возглавлять вертикаль административных судов должен лишь один, не подчиняющийся никому Высший административный суд Украины, который организационно, юридически и процессуально будет полностью самостоятельным и независимым.
«Итак, предложенные Законом организационные основы системы административных судов нарушают целостность этой системы, содержащие существенные угрозы конституционным гарантиям права граждан на судебную защиту от неправомерных действий субъектов властных полномочий», — отмечается в обращении.
Кроме того, часть первая статьи 31 Закона предусматривает, что в системе судоустройства действуют высшие специализированные суды как суды первой инстанции по рассмотрению отдельных категорий дел. Соответственно, может возникнуть проблема относительно апелляционного и кассационного обжалования решений таких судов, поскольку она не предусмотрена в Законе.
Часть вторая статьи 31 Закона предусматривает исчерпывающий перечень высших специализированных судов, а именно Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности и Высший антикоррупционный суд. Перечень высших специализированных судов, приведенный в Законе, является неоправданным с точки зрения финансовых затрат для обеспечения деятельности такого суда (большая нагрузка на государственный бюджет) и одновременно с точки зрения нагрузки на судью (малое количество соответствующих дел для этих высших специализированных судов).
Также часть вторая статьи 61 Закона содержит перечень сведений, которые должен указывать судья в декларации родственных связей судьи. При этом не учтена ситуация, когда родственники не желают предоставлять информацию или находятся с судьей в неприязненных отношениях.
Статьей 106 Закона предусматривается установить дополнительные основания для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, а именно: непредставление или несвоевременное представление декларации родственных связей судьей в порядке, определенном настоящим Законом; представление в декларации родственных связей судьи заведомо недостоверных (в том числе неполных) сведений; декларирования заведомо недостоверных (в том числе неполных) утверждений в декларации добродетели судьи.
Предложенные Законом изменения направлены на нивелирование закрепленного в статье 126 Конституции Украины положения о независимости и неприкосновенности судей, которые гарантируются Конституцией и законами Украины.
Учитывая изложенное, Высший административный суд Украины считает, что этот Закон направлен на разрушение системы административного судопроизводства, внедрение которой является свидетельством развития демократического, правового государства в соответствии с европейскими стандартами и гарантией права человека на справедливый суд. Закон противоречит нормам действующей Конституции Украины и принятом Верховным советом Украины 2 июня с.г. Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)», является Законом с высокой долей коррупционной составляющей и приведет к ликвидации института независимости судей, невозможности осуществления эффективной судебной защиты прав граждан и юридических лиц.
А закон об установлении им зар.платы в 300т.грн.и пенсии свыше 200т.грн они не просят Порошенко отменить!Гнать их всех надо поганой метлой ! и пусть все судит суд присяжных (из народа) а не взяточники и миллионеры!
Ви за владу боритесь боєтесь втратити посади, а я маю майже 30 років судівського стажу і хочу достойно звільнитись, що дає мені цей закон. Ви мене спитали перш ніж просити президента накласти вето. Чи ви ще не наїлись? З відокремлення адміністртративних судів поряд з іншим почався бардак у судовій системі. І не треба, як депутати посилатись на інтереси народу. Нормальній закон і хай президент швидше його підписує.
А раніше нікого з цих всіх зазначених суддів не дуже хвилювала доля несправедливо засуджених. Вони всіх вважали такими які або вже сидять або ще не сидять. Їх чесність і добропорядність були знищена ними самими. Спитайте в простих людей чи є добропорядні не корумповані судді, і за чий рахунок вони нажили свої статки? Та просто спитайте в себе. Ні суд, ні прокуратура, ні міліція не має народної довіри. Це складові тієї влади, яка краде бере і продає всіх українців, яка живе власним життям в особняках, їздить на елітних авто і при цьому не хоче пояснювати їх походження. Бачте є в них непорядні родичі, а про те що народ хоче мати порядних суддів і елементарну справедливість в житті — їм начхати.
Мне нравится сегодняшняя революция в судовой ветви власти! Начнем у секретаря суда и специалиста: им отвалили з/плату аж 1800-1900гр. и оставили госслужбу. С помощника судьи сняли госслужбу, прилепив патронаж (как патронажная сестра возле больного) к судье, превратив помощника в раба, не имеющего права на учебу, болезнь, повышения статуса,….Судье что-то не понравилось, ВОН НА УЛИЦУ! (Судья, теперь, взятки будет брать руками глухонемого помощника). Зарплата у помощника-больше 5000гр. + доплаты (которые даны на откуп судье и гл.бухгалтеру суда). Судьи: з/плата отличная, но — люстрация(которую проводят, как правило, общественные умственные инвалиды), нарушения в приговорах-обсуждается ВККСУ (очень хорошо- судья отстранен и год-два не работает в ожидании результата, но ПОЛУЧАЕТ з/плату и премии),……… Может провести реформу, УВОЛИВ В ПОСТА ПЕТРЕНКА?Это будет действенно и дешевле для нищей страны!