21 сентября в газете «Голос Украины» были опубликованы изменения в Закон Украины «О Высшем антикоррупционном суде» (о начале работы суда). Это означает, что, начиная со следующего за опубликованием дня, то есть с 22 сентября 2019 года, в национальном законодательстве Украины наконец появилась правовая определенность по вопросу разграничения юрисдикции в отношении коррупционных преступлений между Высшим антикоррупционным судом и местными общими судами.
Что изменилось в юрисдикции ВАКС, — комментирует Елена Танасевич, председатель Высшего антикоррупционного суда.
Как указано в карточке к законопроекту, его инициатором является Президент Украины Владимир Зеленский, который определил его как неотложный. 18 сентября 2019 законопроект во втором чтении поддержали 323 народных депутата.
Отныне к подсудности Высшего антикоррупционного суда отнесены те уголовные производства относительно коррупционных преступлений, сведения по которым внесены в Единый реестр досудебных расследований, начиная с 5 сентября 2019 года. Также юрисдикция ВАКС распространяется на уголовные производства, по которым досудебное расследование осуществлялось Национальным антикоррупционным бюро и закончено прокурорами Специализированной антикоррупционной прокуратуры независимо от даты внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований.
Остальные критерии для определения подсудности Высшего антикоррупционного суда осталась без изменений. В частности, к компетенции суда отнесены 22 состава преступлений, предусмотренных статьями 191, 2062, 209, 210, 211, 262, 308, 312, 313, 320, 354, 357, 364, 3641, 3652, 3661, 368-3692 Уголовного кодекса Украины , при обязательном наличии хотя бы одного из следующих условий:
— совершение этих преступлений специальным субъектом (народный депутат Украины, Премьер-министр Украины, член Кабинета Министров Украины, Председатель Фонда государственного имущества Украины или его заместители, Председатель Национального банка Украины или его заместители, государственный служащий категории «А», депутат областного совета, судья, прокурор, руководитель субъекта крупного предпринимательства, в уставном капитале которого доля государственной или коммунальной собственности превышает 50 процентов и т.д.);
— размер предмета преступления или причиненного им вреда в пятьсот и более раз превышает размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на момент совершения преступления (например, по состоянию на 1 января 2019 это 960 500 гривен)
— преступление, предусмотренное статьей 369, частью первой статьи 369-2 Уголовного кодекса Украины, а именно предоставление неправомерной выгоды или злоупотребления влиянием, совершено в отношении перечисленных выше должностных лиц.
Важность этих изменений сложно переоценить. Ведь когда речь идет о привлечении лица к уголовной ответственности, которая предусматривает существенные ограничения прав и свобод человека, процедура судебного рассмотрения должна быть четкой и понятной. Такой, что не допускает двойного толкования.