Право потребителей отказаться от покупок в Интернете распространяется на матрацы, с которых после доставки была снята защитная пленка, такую позицию занял Европейский суд справедливости в деле C-681/17. Как и в случае с одеждой, можно предположить, что продавец в состоянии восстановить матрас с помощью чистки или дезинфекции для перепродажи без ущерба требованиям охраны здоровья и гигиены.
Истец в деле приобрел матрац на сайте немецкого интернет-магазина. После доставки покупатель снял защитную пленку, но позже он вернул матрац, требуя возврата денег за покупку. Интернет-магазин считает, что покупатель не мог воспользоваться правом отказа от приобретенного товара, которое потребитель обычно имеет в течение 14 дней в случае покупок в Интернете. В возражении утверждается, что Директива о правах потребителей 2011/83/EU исключает право на возврат «запечатанных товаров, которые не пригодны для возврата по соображениям охраны здоровья или гигиены и которые были распечатаны потребителем после доставки».
Федеральный суд Германии, рассматривающий спор, обратился в Суд дать толкование директивы в части, подпадают ли такие товары, как матрацы, с которых потребитель снял защиту после доставки, в исключения, предусмотренные в директивой.
Суд Справедливости ЕС ответил на этот вопрос отрицательно. Следовательно, снятие потребителем защитной пленки с матраца, приобретенного через Интернет, не препятствует тому, чтобы потребитель использовал свое право на возврат средств.
Суд напоминает, что право возврата предназначено для защиты потребителя в конкретной ситуации дистанционной продажи, при которой он не может увидеть товар до заключения договора. Таким образом, право возврата предназначено для компенсации возможного ущерба потребителя, возникающего в связи с заключением дистанционного договора, предоставляя покупателю соответствующий период для размышления, в течение которого он может исследовать и проверять приобретенные товары в той степени, которая необходима для установления характера, характеристик и функциональности товара.
Что касается рассматриваемого исключения, то именно характер товаров может оправдывать запечатывание их в целях охраны здоровья или гигиены. Соответственно, распечатывание упаковки товаров лишает их гарантии с точки зрения охраны здоровья или гигиены. Как только потребитель распечатает упаковку, товар лишается гарантий в отношении охраны здоровья или гигиены, а такие товары больше не смогут использоваться третьей стороной и, как следствие, больше не смогут быть проданным снова.
По мнению Суда, такой матрац, с которого защитная пленка была удалена потребителем после доставки, не входит в сферу исключения из рассматриваемого права на возврат.
Во-первых, хотя этот матрац потенциально мог быть использован покупателем, сам по себе этот матрац не представляется окончательно неподходящим для повторного использования третьим лицом или для повторной продажи. В этой связи достаточно вспомнить, в частности, что один и тот же матрац используется гостями в отеле, что существует рынок подержанных матрацев и что использованные матрацы можно подвергать глубокой чистке.
Во-вторых, что касается права на возврат, матрацы можно приравнять к предметам одежды: категория, в отношении которой в директиве прямо предусмотрена возможность возврата такого предмета после примерки. Такое уравнение может быть предусмотрено, поскольку даже в случае прямого контакта этих товаров с человеческим телом можно предположить, что торговец имеет возможность восстановить эти товары после того, как они были возвращены потребителем, путем такой обработки, как очистка или дезинфекция, подходящей для нового использования третьей стороной и, соответственно, для перепродажи без ущерба для требований охраны здоровья или гигиены.