Суд — это не только судьи, но и сотрудники аппарата, на которых возлагается большой объем работы и ответственности. Исходя из этого, издание «Я и закон» решило узнать, как живется сотрудникам аппарата суда первой инстанции, и как государство оценивает их труд?
Согласно букве Закона, в контексте работников аппарата суда, заработная плата – это денежное вознаграждение, которое уполномоченный государством орган (ГСА Украины) выплачивает работнику суда за выполненную им работу.
Также, КЗоТ информирует о том, что размер заработной платы зависит от сложности и условий выполняемой работы, профессионально-деловых качеств работника, результатов его труда и деятельности учреждения, а максимальным размером заработная плата не ограничивается.
Профильный Закон – «О государственной службе» применимый для большинства сотрудников аппарата суда, указывает, что заработная плата государственного служащего состоит из:
1) должностного оклада, для судов первой инстанции, — оклад специалиста, судебного распорядителя, секретаря суда и консультанта (на момент подготовки материала – 06.02.2019 года), составляет 2643,00 гривен, оклад ведущего специалиста, старшего судебного распорядителя, старшего секретаря суда (по одному в суде), консультанта суда, секретаря судебного заседания, — 3500,00 гривен.
2) надбавки за выслугу лет. Надбавка за выслугу лет на государственной службе устанавливается на 3 процента должностного оклада государственного служащего за каждый календарный год стажа государственной службы, но не более 50 процентов должностного оклада. Таким образом проработав год на должности секретаря суда, сотрудник получит вознаграждение «за профессионализм» в размере «аж» 79,29 гривен.
Редко, когда средний показатель выслуги по суду первой инстанции среди служащих 9 ранга (специалисты, секретари суда, распорядители и консультанты) переваливает за 2 года. И не потому, что все уходят «на повышение», а в основном потому, что просто уходят…
3) надбавки за ранг государственного служащего. Размер надбавки за ранг государственного служащего определяется Кабинетом Министров Украины при утверждении схемы должностных окладов на должностях государственной службы. Так, надбавка за 9 ранг составляет 200,00 грн., за 8, соответственно, — 300,00 грн.
4) выплаты за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей временно отсутствующего сотрудника как правило сотрудники суда не получают, потому что:
а) специфика работы суда не располагает к временному отсутствию сотрудников,
б) практически нет соответствующей практики применения положений закона.
5) выплаты за дополнительную нагрузку в связи с выполнением обязанностей по вакантной должности государственной службы за счет экономии фонда. Для правильного понимания этого положения Закона Украины «Про государственную службу» Кабинетом Министров Украины было разработано целое положение «О применении стимулирующих выплат государственным служащим», которое определяет механизм применения стимулирующих выплат государственным служащим с целью усиления мотивации работников, в том числе и суда, к высокопрофессиональной, результативной и качественной работе.
Так, руководитель государственной службы в органе может в пределах экономии зарплатного фонда устанавливать надбавку за интенсивность труда. Устанавливается она в проценте от оклада, и только тогда, когда есть эта самая «экономия зарплатного фонда».
Учитывая, что зарплатные фонды наполняются не всегда сразу на все 100%, да и объем у них такой, что почти «впритык», то и надбавки имеют место быть только тогда, когда где-то удается сэкономить. Рассчитывать на стабильность таких выплат, планируя свой бюджет, сотрудникам не приходится.
6) премии — выплачиваются в пределах фонда премирования в зависимости от личного вклада сотрудника в общий результат работы суда. Фонд премирования государственного органа устанавливается в размере 20 процентов общего фонда должностных окладов в год и экономии фонда оплаты труда.
На практике существует два подхода к решению вопроса – первый подразумевает равномерное премирование и распределение средств Фонда, второй – ручную регуляцию, которая осуществляется руководителем аппарата конкретного суда в отношении его подчиненных. Для наглядности возьмем максимальный возможный вариант – премирование всех на 20% в течении года. Так, секретарь суда (9 ранг) получит еще 528,60 гривен, а секретарь судебного заседания (8 ранг) – 700,00 гривен.
И тут снова-таки, премии раздают не всем и не всегда, — рассчитывать и на них, планируя свой месячный бюджет, не приходится, — никто не может гарантировать регулярность таких выплат.
Итого, беря в руки калькулятор, получим внушительные 3530,18 гривен – средненькая зарплата секретаря суда – опытного и добросовестного сотрудника, с учетом равномерного распределения премии и 2-х летнего стажа, и соответственно – 2943 гривен в месяц для новоиспеченного сотрудника, которому премию дать еще «не за что».
Да, это за 5 дней в неделю по 8 часов работы – за месячную норму труда.
Но стаж и премия в этом случае вообще ничего не значат. Знаете почему?
Законодательно предусмотрено, что в случае, когда начисленная заработная плата за выполненную месячную норму труда ниже размера минимальной зарплаты, тогда работодатель должен провести доплату до уровня минимальной зарплаты, которую следует выплачивать ежемесячно одновременно с выплатой зарплаты.
То есть, на начало 2019 года минимальная заработная плата составляет 4173 гривен в месяц.
Для бухгалтера, это будет выглядеть так: «4173,00 — зарплата (сумма (п.1+п.2…+п.6) = доплата.»
И поскольку доплата это никак не фиксированная сумма, а именно доплата до минимума, по факту выплаты – абсолютно никакой разницы в денежном вознаграждении труда опытного, добросовестного сотрудника, заслужившего своим трудом премирования, и последнего разгильдяя, работающего только из-под палки, ровно на грани «только бы не уволили» — нет.
Ближе к концу календарного года ситуация с зарплатой несколько улучшается, — как правило проясняется ситуация с экономией зарплатного фонда, и сотрудники могут почувствовать на своем счету надбавку за интенсивность, премии, и к концу месяца получить «баснословные» 6-7 тысяч гривен денежного вознаграждения за свои труды. Месяца 3-4 в год.
А давайте, на секунду, посмотрим на то, какие требования к кандидату на должность секретаря суда?
– юридическое образование не ниже степени «младший бакалавр», к слову, первые наборы абитуриентов на такую степень высшего образования начнутся только в 2019 году, так что на сегодняшний день на этих должностях работают те, у кого степень высшего образования не ниже «бакалавра», а это 4 года учебы в профильном ВУЗе.
Кроме высшего образования по направлению «Правоведение» или «Правоохранительная деятельность» или другим специальностям в соответствии с профессиональной направленностью, кандидату на должность следует свободно владеть государственным языком (для чего нужно получить соответствующую «справку» — удостоверение аттестации относительно свободного владения государственным языком), ведь самого факта гражданства, как оказывается — недостаточно, обладать навыками работы с ПК и офисной техникой, досконально изучить профильное законодательство, а в последствии, — освоить непростую систему электронного документооборота суда.
И еще один нюанс – весь стаж, полученный сотрудником в таких условиях труда «юридическим» не считается. Вообще нонсенс, — выдвигать требование по профильному высшему образованию по юридическому направлению, и не засчитывать стаж как «юридический».
Кроме того, карьера в аппарате суда, на сегодня, не имеет никакого значения для перспектив карьеры судьи. Конечно, иметь возможность наблюдать за работой профессиональных судей – это не мало, но только это, объективно, не сможет ни привлечь, ни мотивировать, ни удержать квалифицированные кадры в суде.
Сегодня наблюдается устойчивая тенденция оттока сотрудников аппаратов судов – минимальные заработные платы, высокие требования к профессионализму, постоянно увеличивающийся объем работы без изменения штатного расписания, непосильно высокий темп работы, такой объем, что его объективно невозможно выполнить за отведенное рабочее время, и в итоге — отсутствие банального уважения со стороны граждан, — не редко можно услышать обращенные к сотруднику «Кто вы?!Вы что, судья?! Немедленно выдайте мне копию документа! Я требую!..».
Условия труда также оставляют желать лучшего.
Как правило, это достаточно тесные кабинеты в зданиях, изначально не распланированных под потребности осуществления правосудия, переполненные людьми и делами кабинеты, уйма обязанностей, требующих максимального внимания и сосредоточения.
Таким образом – зарплаты, грубо говоря, нет – потому что то «вознаграждение», на которое может гарантированно рассчитывать сотрудник не покрывает самых необходимых жизненных расходов, влияющего на что-либо специального стажа – нет, «санаторных» условий работы – нет, и даже банального уважения к профессии – нет.
Тем не менее, многим сотрудникам аппарата присущ энтузиазм. Это энтузиазм нынешних и будущих сотрудников, которые действительно хотят работать в судебной системе Украины, которые понимают важность и ответственность этой работы, которые не ищут легких путей, и не боятся сложностей. Именно на таких самоотверженных сотрудниках сегодня держится работа аппаратов судов, тех, кто не смотря ни на что продолжает служить Фемиде, и каждый день выполнять действительно нужную работу, ту, без которой суд работать не может как таковой.
Вместе с тем текущее положение дел требует немедленного реагирования на самом высоком уровне, иначе суды просто после очередной выплаты зарплаты останутся без младших сотрудников аппарата суда – элементарно никто не захочет работать на такой работе, учиться как минимум 4 года, для того, чтобы дневной свет видеть только в просветах между томами дел, за мутным окном канцелярии, и зарабатывать при этом минимальную заработную плату…
Безусловно, коллективы судов делают все возможное для сохранения ценных кадров, но по большому счету, ни судьи, ни руководитель аппарата суда не наделены надлежащим объемом полномочий для того, чтобы как-то радикально изменить ситуацию с привлекательностью работы в аппарате суда.
Изменения должны прийти «сверху» — размеры окладов и обязательных доплат давно требуют пересмотра, об этом еще в 2016 -2017 годах говорили Нидерландские эксперты, рассматривая эти вопросы в рамках программы МАТРА. Остро стоит вопрос причисления стажа к специальному, «юридическому», а также вопрос по рабочей нагрузке – за последний год средняя нагрузка на сотрудника суда увеличилась в полтора-два раза.
Нет, не потому что стало больше дел, а потому что с каждым делом добавилось работы, где-то в силу новаций процессуальных кодексов, где-то в силу переходного периода к ЕСИТС, но так или иначе, там, где раньше справлялось два сотрудника, сейчас и трех будет мало, и при этом никто не пересматривает штатное расписание аппаратов судов.
Подводя итог, хочется поблагодарить тех, кто верит в будущее судебной системы, в то, что в скором времени работа сотрудников аппаратов судов начнет оплачиваться достойно, обрастет настоящим престижем и авторитетом.
Издание «Я и закон» благодарит за помощь в подготовке материала главу Киевского районного суда города Одессы Сергея Чванкина, а также заместителя руководителя аппарата Константина Крамаренко и помощника судьи Александра Бондаренко.
Я секретар суду, молодий працівник, відучився 6 років у вузі щоб отримувати зп як прибиральниця/розпорядник і працювати за секретарів сз та інших… робити звіти та інше, дякую за чудовий досвід державної служби, краще працювати у Польщі на заводові ніж у канцелярії.
Стаття гарна, от тільки як завжди ніхто не згадує про «головного спеціаліста» на якого з кожникм роком покладають все більше і більше обовязків і який забезпечує роботу всього суду що звязана з ІТ сферою.Він відповідальний за роботу Д-3 без якої суд фактично на даний момет функціонувати майже взагалі не може, відповідальний за роботу електронного суду який стовр.ється, за роботу всіх персональних комютерів в суді, всіх залів судових засідань з фіксуванням судового процесу, за всі системи Відеоконференцзвязку тощо….)
Колись давно посадовий оклад головного спеціаліст прирівнювався до помічника судді, а тепер від прирівнюється до секретаря судового засідання чи консультанта суду.
Що цікаво що в всіх судах по дві посади в середньому, щоб люди могли заміняти одне одного, але головний спеціаліст чогось один.
Согласен на все 100%. Но в улучшение не верю!
Усі починаючи від секретарів…. до ІТ , це обслуговуючий персонал які з 2019 року отримали з нового року навантаження у 2 рази більше а зарплатню меньше ніж у дворіника без обов’язків, та вимог до роботи, якщо думають що незамінимих немає то нехай пошукають ну ну , подивимось нових добровольців.
Чиста правда
О «Главном специалисте» (IT) точно подмечено. Если секретарь отвечает за узкий участок то здесь идет речь о работе всего суда. Раньше оплата была на уровне помощника судьи а теперь намного ниже. Помощников отстояли судьи, ДСА подумало о керивниках аппарату и его помощнике т.к. те служат им, а до специалистов дела нет никому. Руководитель аппарата думает о канцелярии. А вот подумать, что человек с IT образованием в бизнес структурах получает в разы больше нет желания а когда он идет в отпуск то у них условие — не выключай телефон! Ну вот теперь электронный суд очередной раз придумали, что дальше будет? Кто будет за копейки работать?
Брехня. Достаточно посмотреть декларации работников суда за 2018 год. Руководитель аппарата и его заместитель получают как судья — почти 500 000 гривен в год. Помощник судьи 350 000 гривен в год. Это что 2-3 тысячи в месяц? Кто не верит почитайте декларации
Вот я тоже посмотрела декларации.. особенно апелляционный суд.. так нормальные там зарплаты.. ТОП менеджмент крупных даже холдингов может позавидовать.. там действительно 2-3-4 тысячи..правда в день