Верховный Суд разъяснил, каким общественным организациям разрешено иметь официальных наблюдателей за избирательным процессом.
Наличие в уставе общественной организации такого направления деятельности, как наблюдение за избирательным процессом, является одним из требований к общественным организациям, которые хотят иметь своих официальных наблюдателей на выборах (ч. 2 ст. 69 Закона № 474-XIV «О выборах Президента Украины»).
К такому выводу пришёл Верховного Суда по результатам рассмотрения иска общественной организации «Батькивщина Молода» к Центральной избирательной комиссии.
Общественная организация обжаловала постановление ЦИК от 22 января 2019 года № 94, в котором, в частности, отказано в предоставлении разрешения ОО «Батькивщина Молода» иметь официальных наблюдателей во время очередных выборов Президента Украины 31 марта 2019 года, поскольку вопрос наблюдения за избирательным процессом не относятся к уставной деятельности этой организации.
По мнению истца, такой подход ЦИК является проявлением чрезмерного формализма.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска. Верховный Суд согласился с этим решением.
Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда отметил, что согласно ч. 2 ст. 69 Закона № 474-XIV «О выборах Президента Украины» общественная организация, к уставной деятельности которой относятся вопросы избирательного процесса и наблюдения за ним, зарегистрированная в установленном законом порядке, может обратиться в Центральную избирательную комиссию не позднее чем за 60 дней до дня выборов с ходатайством о разрешении иметь официальных наблюдателей на выборах Президента Украины.
Выяснить, в чем заключается уставная деятельность определенной общественной организации как условие допуска её к участию в этом процессе (путем наблюдения) можно только на основании её учредительного документа – устава.
Коллегия судей придала значение тому, что в Уставе ОО «Батькивщина Молода» указано, что для достижения уставных целей и выполнения уставных задач она активно участвует в избирательных кампаниях. В то же время Суд пояснил, что понятие «избирательная кампания» и «избирательный процесс и наблюдения за выборами» не являются тождественными.
Таким образом, ЦИК обоснованно отказала истцу в предоставлении разрешения иметь наблюдателей за избирательным процессом ввиду того, что его уставная деятельность не соответствует требованиям указанной статьи.