В соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС, Украина обязалась с 2026 отказаться от использования защищенного географического указания «коньяк» для продукта отечественного производства.
В соответствии со ст. 1 Закона Украины «Об охране прав на указание происхождения товаров», географическое указание происхождения товара — любое словесное или изобразительное (графическое) обозначение, которое прямо или косвенно указывает на географическое место происхождения товара, который имеет определенные качества, репутацию или другие характеристики, в основном обусловленные характерными для данного географического места природными условиями или человеческим фактором или сочетанием этих природных условий и человеческого фактора.
Коньяк — алкогольный напиток из белых сортов винограда, который, согласно международным торговым правом, происходит из округа города Коньяк в регионе Шаранта во Франции. Географические границы местности, в которой допускается производство коньяка, технология производства и само название четко определены, регламентированы и закреплены законодательными актами.
Вместо термина «коньяк Украины» может использоваться «бренди» или новое название, которое будет распространяться только на украинскую продукцию.
Предлагаются следующие варианты:
- Гайстер, Каннук, Кьянок, Мизарон, Узвин,
- Укрньяк / Украньяк, Украинский бренди / Бренди Украины,
- Винбренди (виноградный бренди),
- Бурштын / Бурштинок / Бурштиняк,
- Брунат,
- Златець, Златовин,
- Моспан, Шовкаль, Бревис,
- Виналь, Винкур, Лозавин, Грогон, Грокур,
- Виндист / Виндис / Винди,
- Грондис / Гронд,
- Дивина, Дувин,
- Винбук / Виндуб / Дубвин,
- Дубовик / Дубняр,
- Кверк,
- Сонцет, Сонцедар / Сандар / Виндар.
Вместе с тем с 10.02.2019 года вступает в силу Приказ Минагрополитики № 702, который был принят еще 27.12.2017 года. Указанный приказ утверждает Правила производства коньяков Украины. Интересен тот факт, что в нем никак не упоминается Соглашение об ассоциации с ЕС и нет предостережений относительно использования названия «коньяк» до 2026 года. Как следствие, возможным оказывается использование данного термина и после 2026 года. Можно утверждать, что приказ Минагрополитики противоречит Соглашению об ассоциации с ЕС. Но в Минагрополитики объясняют, что планируют внести изменения в приказ впоследствии, когда будет выбрано название на замену термина «коньяк».
Данный приказ также включает норму об уменьшении доли иностранных спиртов в коньяке.
Какое бы название в будущем не было «коньяк Украины» как национальный продукт, должен содержать в себе отечественное сырье, как во всех винодельческих странах мира, в том числе и в странах Евросоюза.
Украинские производители шампанского узнав, что им придется менять название своей продукции, отошли от названия «шампанское» и взялись продвигать собственные торговые марки: «Артемовское», «Крым» и другие.
Несмотря на указанные обстоятельства в Укрпатент продолжают поступать на регистрацию торговые марки, которые включают слово «коньяк». В таком случае возникает вопрос целесообразности регистрации и получения свидетельства на знак для товаров и услуг. Как вариант, перспективным является разработка, рекламы и продвижения собственного бренда, который уже сейчас может завоевать популярность и стать узнаваемым среди потребителей.
Группа компаний
KVADRA INVEST