Нацбанку хотят ограничить полномочия

0
415

Национальному банку Украины запретят закрывать банки без веских на то оснований и заставят чаще отчитываться. Об этом сообщает УБР.

Финансовый комитет ВР вместе с экспертным сообществом в рамках разработки стратегии развития банковского сектора до 2020 года «Преодоление кризиса, стабильность национальной валюты и банковской системы», прописали отдельные пожелания для НБУ.

В этом списке есть следующие пункты:

1. Повышение качества политики Национального банка Украины, в частности:

• Реализация реформы монетарной политики через развитие ее операционной системы для исправления накопленных монетарных дисбалансов, оптимального управления ликвидностью, оптимизации процентной политики;

• Оптимизация валютного регулирования и валютно-курсовой политики для обеспечения стабильности национальной валюты;

• Совершенствование банковского регулирования и банковского надзора.

2. Повышение доверия общества к НБУ, банковской системе и национальной валюты

3. Развитие банковской системы как комплекса равноправных, различных по размерам, специализации и бизнес-моделями банков, которые являются конкурентоспособными, стабильными, направленными на долгосрочную перспективу развития в Украине, кредитование реального сектора экономики.

4. Развитие цивилизованного конкурентного рынка банковских услуг на базе современной рыночной инфраструктуры, новых технологий, соблюдения антимонопольного законодательства, обеспечение прав собственности и недопущения рейдерства

5. Развитие процессов банковского кредитования реального сектора, в частности высокотехнологичного производства, малого и среднего бизнеса, микрофинансирование для роста экономики и повышению занятости

6. Развитие государственных банков как банков развития и структурной перестройки экономики.

Для реализации этих стратегических целей необходимо выполнение тактических задач:

1. Немедленное назначение президентом и ВР членов совета НБУ для разработки ими среднесрочной стратегии монетарной политики, основных принципов денежно-кредитной политики на 2016 год, утверждение сметы НБУ на 2016 год, стимулирование правления к проведению эффективной реформы монетарной политики.

2. Подготовка изменений в Закон «О Национальном банке Украины».

3. Разработка программы стимулирования банковского кредитования реального сектора экономики. Разработка проекта закона «О банковском кредитовании экономики».

4. Разработка стратегии развития малых и средних банков как финансовых драйверов интенсивного развития малого и среднего бизнеса

5. Разработка проекта закона «О валютном регулировании» вместо декрета Кабинета министров «О системе валютного регулирования и валютного контроля».

6. Системная помощь банкам для уменьшения уровня проблемных активов. Эффективное решение вопросов реструктуризации кредитов, предоставленных предприятиям и реструктуризации задолженности по кредитам в иностранной валюте, предоставленных физическим лицам.

Рамки для регулятора

В систему срочных мер по решению проблем банковского кризиса вошли требования, непосредственно ограничивающие нынешние свободы менеджмента НБУ:

— введение законодательных норм, которые бы делали невозможным принятие правлением НБУ решений по вопросам, относящимся к компетенции и полномочий совета НБУ, в случае отсутствия последнего;

— ведение норм о предоставлении членам совета НБУ права присутствовать на заседаниях правления с правом совещательного голоса;

— введение норм по обязательным последствиям обращений совета НБУ к президенту и Верховной Раде относительно неудовлетворительной деятельности правления, невыполнения рекомендаций совета НБУ по реализации основ денежно-кредитной политики;

— введение норм о досрочном освобождении от должности председателя НБУ в случае выражение недоверия со стороны президента или Верховной Рады;

— запрета менять требования к формированию регулятивного капитала и другие существенные правила деятельности банков чаще, чем раз в год;

— ограничение полномочий НБУ об отнесении банка к категории неплатежеспособных исключительно случаями настоящей финансовой неплатежеспособности;

— введение нормы, которая обязывает НБУ ежеквартально, а в случае финансового кризиса ежемесячно публиковать в открытом доступе официальный «Отчет по финансовой стабильности», в котором предоставлять объективную информацию о состоянии банковской системы;

— установление обязанности НБУ обеспечивать обнародование информации об основаниях принятия решений по неплатежеспособности банка и отзыве банковской лицензии, вместе с информацией о принятых НБУ меры с целью недопущения этого;

-восстановление отмененной практики проведения правовой экспертизы нормативно-правовых актов НБУ министерством юстиции Украины;

— отмена норм о запрете обеспечения судебного иска путем приостановления решений НБУ.

Принятия соответствующих мер позволит в полной мере использовать заложенный в Закон «О Национальном банке Украины» потенциал и способствовать возвращению центрального банка под контроль общества.

«Никого не устраивают процессы в банковской системе, когда финучреждения заняты покупкой облигации под 20-22%. Им нет никакого смысла кредитовать население и бизнес, если проще купить ОВГЗ или разместить деньги под депозитные сертификаты НБУ. Украина сегодня – это сырьевой придаток, которая продает тонну руды за $70, а не тонну айфонов за $6 млн. Чтобы вырваться из этого круга, необходимо, как в свое время Польша или Япония, делать ставку на технологии  и производство, на льготное кредитование и другие кардинальные условия. Например, в Японии после войны, даже освобождали от налогообложения до 50% доходов», — рассказал председатель финансового Комитета ВР Сергей Рыбалка.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь