С 7 января 2018 года вступили в силу положения Закона Украины «О предотвращении и противодействии домашнему насилию» от 7 декабря 2017 №2229-VIII, которым усиливается защита пострадавших от домашней тирании.
Ранее уже указывалось, что именно заявитель должен доказывать факт совершения в отношении него домашнего насилия. Это может быть подтверждено выпиской из Единого реестра досудебных расследований (например, если предварительная правовая квалификация действий обидчика будет осуществлена по ч. 1 ст. 125 УК Украины — умышленное легкое телесное повреждение), показаниями свидетелей, истребованным из управления полиции видео с нагрудной камеры полицейских, которые приезжали по вызову.
К вопросу квалификации действий лица, в отношении которого ставится вопрос о применении ограничительных мер, также неоднозначен: в некоторых случаях суды признают домашним насилием умышленные ссоры и словесные перепалки с нецензурной бранью и угрозами физической расправой, но в некоторых ситуациях – отказывают в удовлетворении заявления, несмотря на то, что обидчик привлекался к административной ответственности по ст.173 КУоАП (мелкое хулиганство в общественном месте).
В последнем случае суд указал, что ответственность за совершение домашнего насилия предусмотрена ст.173-2 КУоАП, а потому совершение обидчиком административных правонарушений, предусмотренных ст.173 КУоАП, не может свидетельствовать о совершении последним домашнего насилия, а совершение указанных правонарушений в течение двух лет не свидетельствует об их систематичности. Также потерпевшая не предоставила суду никаких доказательств о внесении в Единый государственный реестр случаев домашнего насилия сведений о фактах какого-либо насилия в семье.
Безусловно, каждый случай уникальный и невозможно говорить о формальном подходе к рассмотрению данной категории дел, поскольку суд обязан всесторонне и без лишних эмоций оценить ситуацию, принять взвешенное и справедливое решение, поскольку нередко рассматриваемый вопрос напрямую касается и малолетних детей.
Если обобщить вышеизложенное, жертвам домашнего насилия следует придерживаться некоторых рекомендаций:
1) по возможности, фиксировать акты насилия любыми доступными средствами (к примеру, записать аудио или видео на телефон) особенно это касается психологического насилия, которое не оставляет физических следов. Напомним, что психологическое насилие включает в себя словесные оскорбления, угрозы, унижение, преследование, запугивание, если такие действия повлекли эмоциональную неуверенность, неспособность защитить себя или нанесли вред психическому здоровью человека. Такая фиксация поможет не только во время рассмотрения дела судом, но и в случае привлечения к административной ответственности;
2) добиваться привлечения к административной либо уголовной ответственности. При этом, важно, чтобы обидчик был привлечен к административной ответственности именно по ст. 173-2 КУоАП (совершение домашнего насилия), а не по ст. 173 (мелкое хулиганство);
3) инициировать вопрос о вынесении срочного запрещающего предписания относительно обидчика подразделениями органов Национальной полиции Украины, которые в случае выявления насилия в семье также уполномоченные взять на профилактический учет обидчика и провести с ним профилактическую работу в порядке, определенном законодательством;
4) добиться внесения обидчика в Единый государственный реестр случаев домашнего насилия и насилия по признаку пола. Данный реестр — это автоматизированная система, предназначенная для сбора, регистрации, хранения, использования и распространения данных о случаях домашнего насилия и насилия по признаку пола. Ведется такой реестр не только полицией, но и ответственными структурными подразделениями местных государственных администраций, исполнительными органами сельских, поселковых, городских, районных в городах советов, к полномочиям которых относится осуществление мероприятий в сфере предотвращения и противодействия домашнему насилию.
Поскольку решение о выдаче ограничительного предписания (и установлении срока действия предписания) или об отказе в выдаче ограничительного предписания принимается на основании оценки рисков (вероятности продолжения или повторного совершения домашнего насилия, наступление тяжких или особо тяжких последствий его совершения, а также смерти пострадавшего лица), следует избрать именно те меры, которые в наибольшей степени защитят пострадавших.
Законом предусмотрены следующие ограничительные меры:
1) запрет находиться в месте совместного проживания (пребывания) с пострадавшим лицом;
2) устранение препятствий в пользовании общим имуществом;
3) ограничение общения с пострадавшим ребенком;
4) запрет приближаться на определенное расстояние к месту жительства (пребывания), учебы, работы, других мест частого посещения пострадавшим лицом;
5) запрет лично и через третьих лиц разыскивать пострадавшее лицо, если оно по собственному желанию находится в месте, неизвестном обидчику, преследовать его и любым способом общаться с ним;
6) запрет вести переписку, телефонные переговоры с пострадавшим лицом или контактировать с ним через другие средства связи лично и через третьих лиц.
Такие меры применяются к обидчику только в отношение пострадавшего лица: к примеру, в случае физического насилия к одному из супругов пострадавший не сможет рассчитывать на запрет обидчику общаться с детьми, к которым насилие не применялось.
Определённые сложности возникают и с запретом нахождения обидчика в месте совместного проживания (пребывания) с пострадавшим лицом в том случае, если обидчик является собственником или совладельцем места проживания потерпевшего: право на психологическое и физическое здоровье и неприкосновенность конкурирует с правом собственности обидчика.
В данном случае суды ссылаются на положения законодательства: права собственника жилого дома, квартиры определены ст. 383 Гражданского кодекса Украины и ст. 150 Жилищного кодекса Украины, которые предусматривают право владельца использовать жилье для собственного проживания, проживания членов семьи, других лиц и распоряжаться своим жильем по своему усмотрению. Ограничения или вмешательства в право собственника возможно только по основаниям, предусмотренным законом. Таким образом, суд не может ограничивать нарушителя в праве пользования своей собственностью и проживании в квартире, тем самым лишив права на жилье, поскольку это будет прямым нарушением его законных прав и интересов, предусмотренных Конституцией и действующим законодательством