Для применения ст.3 (запрет пыток) Конвенции необходимо констатировать проявление минимального уровня жестокости. Этот минимум оценивается, исходя из обстоятельств конкретного дела.
Об этом напомнил Европейский суд по правам человека в деле «Ованесян против Армении» (заявление № 18419/13).
Так, в Министерстве экологии Армении из-за составленного документа произошел рабочий конфликт между начальниками и подчинённым. Пострадавшая Аида Ованесян обратилась в полицию и обвинила руководителей в применении физического (хватали за руки) и психического (выкрикивали оскорбления) насилия в отношении неё.
Медицинское обследование подтвердило, что у женщины были синяки на руках, однако допрошенные коллеги опровергали её версию инцидента. Поэтому следователь отказался открывать уголовное производство.
Это решение безрезультатно обжаловалось и в прокуратуру, и в суд. Впрочем, из-за отсутствия доказательств расследование так и не было проведено.
Ссылаясь на статью 3 (запрещение бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и отсутствие эффективного расследования) Европейской Конвенции по правам человека женщина обратилась в ЕСПЧ.
Суд, сославшись на ряд предыдущих прецедентов, напомнил, что для подпадания под действие ст.3 Конвенции необходима констатация проявления минимального уровня жестокости.
Этот минимум оценивается исходя из обстоятельств конкретного дела: характер и контекст лечения, его продолжительность, физические и психические последствия, а в некоторых случаях – пол, возраст и состояние здоровья потерпевшего.
ЕСПЧ не увидел жестокого обращения, но констатировал нарушение статьи 3 Конвенции в контексте расследования дела, поскольку государственные органы не дали надлежащей оценки заявлению.
Таким образом, женщине присудили 3 000 евро моральной компенсации.
Источник: ECHR.Ukrainian Aspect.