Компенсация за распространение недостоверных сведений, порочащих честь и достоинство, уместна в случае, когда к клевете причастны средства массовой информации, а не только частное лицо.
К такому выводу пришел Европейский суд по правам человека в решении по делу «Эгиль Эйнарссон против Исландии».
Телевизионная звезда Эгиль Эйнарссон через собственное эпатажное поведение стал объектом обвинений в изнасиловании. Чтобы опровергнуть их он дал интервью одному из популярных изданий. Именно это интервью стало объектом обсуждений в Facebook. В статье его называли преступником, что нарушает презумпцию невиновности. В частности, один из комментариев содержал фразу: «насильники появляются на обложках изданий …».
Суд по иску телезвезды признал такой комментарий клеветой и обязал его удалить. Но требования истца о назначении компенсации морального вреда были отклонены. Национальный суд исходил из того, что после признания комментария таким, что не соответствует действительности, Эйнарссон и так получил полную сатисфакцию.
Тогда пострадавший от клеветы обратился в ЕСПЧ, сославшись на ст. 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Однако Европейский суд учёл субъекта правонарушения (физическое лицо), а также факты неоднозначного поведения заявителя с женщинами констатировали отсутствие нарушения Конвенции.
Так, ЕСПЧ отметил, что компенсация имеет место в случае, если к клевете причастны СМИ.
Источник: ECHR.Ukrainian Aspect.