С 1 мая 2018 начали действовать новые условия и правила предоставления гражданам жилищных субсидий (ежемесячных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и ежегодной субсидии на оплату сжиженного газа и бытового топлива).
Так, в частности, определен перечень категорий получателей жилищных субсидий, которые для назначения (переоформления) субсидий должны подать новые заявления и декларации, в частности:
- арендаторы жилья;
- внутренне перемещенные лица;
- семьи, которым субсидия была назначена не на всех зарегистрированных, а только на фактически проживающих в квартире лиц;
- семьи, которые обращаются за субсидией на приобретение сжиженного газа и бытового топлива;
- семьи, где есть неработающие люди трудоспособного возраста, у которых либо отсутствуют доходы, или они меньше минимальной заработной платы;
- семьи, в составе которых произошли изменения в течение последнего года;
- семьи, которые по состоянию на май 2018 имеют более чем двухмесячную задолженность за жилищно-коммунальные услуги и не погасят ее до июня 2018 года.
Фактически, с принятием нового Порядка назначения жилищных субсидий процедура переназначения жилищных субсидий усложнилась и стала более жесткой:
— если раньше субсидию переназначили на новый период один раз в год — в мае и отдельно рассчитывали её размер на летнее и зимнее время, то теперь это будет происходить дважды в год — в мае и октябре;
— вдвое расширен перечень категорий субсидиантив, которые должны подавать новые заявление и декларацию для переназначения субсидий — с 3 до 7 категорий
— ужесточены правила для таких социально уязвимых категорий населения, как внутренне перемещенные лица и семьи безработных.
Министерство социальной политики Украины прогнозирует, что в результате вступления в силу с 1 мая 2018 нового Порядка начисления жилищных субсидий и сокращения социальных нормативов потребления энергоресурсов и услуг жилищно-коммунальных услуг, субсидии потеряют около 15% — 20% семей, которые уже их получают. Количество получателей субсидий сократится не только из-за ужесточения и усложнение процедуры получения субсидий, но и из-за повышения (перерасчета) пенсий с октября 2017, а военным пенсионерам — с марта 2018 (при переназначении субсидий в мае 2018 будут как раз учитываться доходы за предыдущие 6 мес.).
Еще большее сокращение получателей субсидий состоится после традиционного перерасчета субсидий в мае этого года — в целом, примерно на 2,8-3,3 млн. семей.
Таким образом, в результате реализации нового порядка сотни тысяч семей могут потерять доступ к социальной поддержки в виде предоставления жилищных субсидий. Поскольку сокращение количества финансово неплатежеспособных семей, получающих субсидии, достигается административно-регуляторными методами, а не повышением уровня доходов и качества жизни людей, это приведет к росту масштабов бедности в стране.
Проектом Постановления о некоторых вопросах совершенствования порядка назначения жилищных субсидий населению №8507 от 20 июня 2018 года Кабинету Министров Украины предлагается в месячный срок со дня принятия настоящего Постановления обеспечить усовершенствование порядка назначения жилищных субсидий населению, предусмотрев при этом урегулирования таких вопросов:
1) пересмотр и сокращение перечня случаев, когда жилищная субсидия не назначается;
2) отмена нормы о включении в среднемесячный доход лиц, у которых вообще отсутствуют доходы, которые учитываются при назначении жилищной субсидии, трех размеров прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц;
3) назначение жилищных субсидий следующим категориям лиц, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах:
- лиц, страдающих онкологическими заболеваниями и лиц, нуждающихся в паллиативном уходе;
- лиц, ухаживающих за детьми, больными тяжелыми перинатальными поражениями нервной системы, тяжелыми врожденными пороками развития, онкологическими, онкогематологическими заболеваниями, детским церебральным параличем, тяжелыми психическими расстройствами, сахарным диабетом I типа (инсулинозависимый), острыми или хроническими заболеваниями почек IV степени; за ребенком, который получил тяжелую травму, требует трансплантации органа, требует паллиативной помощи, которым не установлена инвалидность;
- пожилых людей, проживающих с другими лицами, и ведут образ жизни, в результате которого они частично или полностью не имеют способности или возможности самостоятельно заботиться о личной жизни и участвовать в общественной жизни;
- пожилых людей, проживающих в одном доме с зарегистрированными другими членами семьи, которые не выполняют обязанностей по взаимному содержанию и не связаны общим бытом;
4) определение условий назначения жилищных субсидий семьям, которые арендуют жилье, но члены такой семьи зарегистрированы по разным адресам;
5) разрешить комиссиям, образованным районными, районными в г. Киеве и Севастополе госадминистрациями, исполнительными органами городских, районных в городах (в случае их образования) советов принимать решения относительно неучета в составе семьи (домохозяйства) для целей назначения субсидий лица, отбывающего наказание или находящегося на лечении в реабилитационных центрах, которые не платят единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование;
6) отмена требования об обязательном обследования материально-бытовых условий проживания при назначении субсидии внутренне перемещенных лиц;
7) установление увеличенных социальных норм жилья, в рамках которых государство предоставляет гражданам субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, расходов на управление многоквартирным домом, для семей, состоящих из одного или двух нетрудоспособных лиц;
8) повышение социальных нормативов, в пределах которых государство предоставляет гражданам льготы или субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, расходов на управление многоквартирным домом:
- природного газа для индивидуального отопления;
- электрической энергии для индивидуального отопления;
- электроснабжения в жилых помещениях (домах);
- пользование услугами по газоснабжению.
Как указывается, реализация положений указанного законопроекта не потребует дополнительных расходов из Государственного бюджета Украины, поскольку не будет нарушать основных принципов бюджетного процесса на соответствующий год.
Общая сумма субвенции общего фонда госбюджета на оплату жилищных субсидий в 2017 г. составила 71,3 млрд. грн. В 2018 г. Она выросла до 73,7 млрд. грн. или 8,1% величины общего фонда госбюджета (908,5 млрд. грн.), в том числе:
— субвенция на предоставление льгот и жилищных субсидий населению на оплату электроэнергии, природного газа, услуг тепло-, водоснабжения и водоотведения, квартирной платы (содержание домов, сооружений и придомовых территорий), управление многоквартирным домом, вывоз бытового мусора и жидких нечистот — 70,992 млрд. грн. (в 2017 году было 68,794 млрд. грн.);
— субвенция на предоставление льгот и жилищных субсидий населению на приобретение твердого и жидкого печного бытового топлива и сжиженного газа — 2,715 млрд. грн. (в 2017 году было 2,482 млрд. грн.).