Принимая решение о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или принимая мотивированное решение об отказе, субъект властных полномочий должен руководствоваться четким определением одного из оснований, предусмотренных статьей 118 Земельного кодекса Украины.
На это обратил внимание Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда при рассмотрении административного дела по иску гражданина к Главному управлению Госгеокадастра. Таким образом Суд защитил право собственности на землю, гарантированное статьей 14 Конституции Украины, которое приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом.
Ответчиком отказано истцу в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка на основании того, что земельный участок, который желает получить истец в собственность для ведения личного сельскохозяйственного хозяйства, не входит в перечень земель, сформированного ответчиком в соответствии со Стратегией совершенствования механизма управления в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения государственной собственности и распоряжение ими, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украина 7 июня 2017 № 413.
Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда отметил, что указанное основание отказа не предусмотрено статьей 118 Земельного кодекса Украины. Изменения в Земельный кодекс Украины не вносились, перечень оснований для отказа в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства не менялся.
Земельным кодексом Украины определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, в том числе:
- несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.При этом действующим законодательством не предусмотрено право субъекта властных полномочий отступать от положений статьи 118 Земельного кодекса Украины.
Верховный Суд пришел к выводу о том, что кассационная жалоба истца подлежит удовлетворению, а решение судов первой и апелляционной инстанции — отмене, поскольку суды предыдущих инстанций, отказывая в удовлетворении иска, неправильно применили нормы материального права к спорным правоотношениям.
Полный текст постановления.