Законен ли «дресс-код» и «фейсконтроль» в заведениях?

0
3806

Довольно часто в рекламных объявлениях мы можем прочитать/услышать о том, что в заведении установлен «дресс-код» и «фейсконтроль».

То есть, во время посещения ресторанов, кафе и ночных клубов мы часто сталкиваемся с определенными требованиями, которые ставит администрация таких заведений: требованиями по форме одежды, поведения, перечень вещей, которые необходимо или запрещается иметь при себе и др.

В соответствии с определениями, которые содержит свободная энциклопедия Википедия в сети Интернет, под понятием «дресс-код» понимается неписаное правило, регламент в одежде, который показывает принадлежность человека к определенной профессиональной или социальной группе, устанавливает форму одежды, которая требуется при посещении определенных мероприятий, организаций, учреждений.

В свою очередь «фейсконтроль» – это ограничение входа, выборочный отказ в обслуживании посетителей (клиентов), которые не соответствуют определенным критериям.

Чтобы исследовать правомерность таких требований, в первую очередь следует отметить, что все вышеперечисленные заведения, являются учреждениями, которые предоставляют публичные услуги (услуги питания, развлекательные услуги и др.). Для того чтобы вы воспользовались такими услугами, заведения предлагают вам свои условия «сотрудничества».

Например, спортивный клуб может предложить вам свои услуги, указав их перечень, время в течение которого вы можете пользоваться услугами, стоимость таких услуг и тому подобное. Ночной клуб предлагает вам развлекательные программы, указывая время, в течение которого такая программа будет продолжаться, стоимость входного билета и др. Такая информация, как правило, отмечается в рекламных вывесках, и по своей природе является предложением заключить публичный договор.

В соответствии с положениями законодательства, публичным является договор, в котором одна сторона предлагает свои товары (работы, услуги) обязана осуществлять продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) для каждого, кто к ней обратится.

Публичный договор не обязательно должен заключаться в письменной форме, если вы приняли предложение (например, купили входной билет или сели за столик в кафе), считается, что вы согласились на условия публичного договора, а сам договор является таким, который заключен в устной форме.

Как правило, такие договоры заключаются в следующих сферах: розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, медицинское, гостиничное, банковское обслуживание и тому подобное.

Условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, кроме тех, кому по закону предоставлены соответствующие льготы.

Также законодательством установлено, что предприниматель не имеет права оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения публичного договора, и не имеет права отказаться от заключения публичного договора при наличии у него возможностей предоставления потребителю соответствующих товаров (работ, услуг).

Вместе с тем, следует отметить, что учреждения, которые предоставляют публичные услуги, могут устанавливать определенные требования (правила) при условии соблюдения которых они могут заключить с вами такой договор.

Например, рекламная вывеска ночного клуба, который приглашает всех желающих посетить вечеринку, может содержать требование формы одежды (запрет спортивной одежды или указание на то, что в клуб пускают только в белой одежде и т.д.).

При этом следует помнить, что согласно статье 24 Конституции Украины граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом.

Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам.

Также в соответствии со статьей 17 Закона Украины «О защите прав потребителей» за всеми потребителями в равной степени признается право на удовлетворение их потребностей в сфере торгового и других видов обслуживания.

Установление каких-либо преимуществ, применение прямых или косвенных ограничений прав потребителей не допускается.

Законом Украины «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине» установлено, что все лица независимо от их определенных признаков имеют равные права, свободы и равные возможности для их реализации.

Указанный закон также закрепляет принцип недискриминации и объясняет, что дискриминацией является ситуация, при которой лицо и/или группа лиц по их признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, возраста, инвалидности, этнического и социального происхождения, гражданства, семейного и имущественного положения, места жительства, языковым или другим признакам, которые были, есть и могут быть действительными или припущенными, испытывает ограничения в признании, реализации или использовании правами и свободами в любой форме, установленной этим законом, кроме случаев, когда такое ограничение правомерное, имеет объективно обоснованную цель, способы достижения которой являются надлежащими и необходимыми.

Таким образом, публичный договор не может иметь ограничений, которые бы нарушали законодательство Украины. Например, администрация заведения не может устанавливать правила в соответствии с которыми в заведение могут быть допущены только лица определенной национальности, цвета кожи, лица с определенным состоянием и тому подобное.

Даже если о таких ограничениях указано в публичном предложении (рекламном объявлении) они будут незаконными.

Вместе с тем будут противоречить требованиям законодательства, предупреждение о том, что в заведение не пускают лиц в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Каждое заведение может установить свои правила поведения, которые в целом направлены на обеспечение порядка и соблюдения правил безопасности, в том числе, может ограничить количество лиц, которые могут находиться одновременно в заведении.

Следует отметить, что ограничения, которые устанавливает заведение для своих посетителей, должны быть установлены именно для всех посетителей и не могут применяться избирательно. Такая информация должна быть доведена до сведения потребителей услуг (размещена на рекламных вывесках, на сайте заведения или другим способом, который дает возможность ознакомиться с такой информацией всем потенциальным посетителям).

В соответствии с положениями законодательства Украины, лицо имеет право на возмещение морального вреда, причиненного вследствие нарушения его прав. То есть, каждый человек может обратиться в суд за защитой своих прав, и добиться возмещения морального вреда.

Так, в 2013 году в Калининский районный суд города Донецка обратилось лицо (истец), которое просило взыскать с владельца ночного клуба (ответчика) моральный ущерб. Иск обоснован тем, что истец является инвалидом 1 группы инвалидности с детства и в январе 2013 года она с друзьями решила отпраздновать именины в ночном клубе. Однако охрана клуба отказалась пропускать их в клуб, отметив, что вход в ночной клуб инвалидам на инвалидных колясках запрещен приказом руководства.

Администратор и начальник охраны клуба, увидев истца на инвалидном кресле, сказали, что она не проходит фейс-контроль. Судом установлено, что ночной клуб предоставляет развлекательные услуги потребителям и непредоставление разрешения на посещение ночного заведения является дискриминацией по признаку инвалидности.

Таким образом, суд пришел к выводу, что в целях восстановления нарушенных прав истца необходимо взыскать с ответчика в ее пользу в счет возмещения морального вреда 2000 грн.

Итак, требования относительно «дресс-кода» и «фейсконтроля» могут быть правомерными, если такие требования установлены для всех посетителей заведения, информация о них размещена в месте, доступном для всех потенциальных посетителей, и если при этом такие требования не носят дискриминационный характер и не нарушают законодательство Украины.

Автор: ТОВ HolGroup

Источник: Протокол

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь