Ответственность за непредоставление преимущества в движении каретам скорой помощи стоит усилить, — Сергей Чванкин

0
442

Ежедневно десятки людей нуждаются в неотложной медицинской помощи. Выполнение этой важной общественной миссии возложены на подразделения специализированной медико-санитарной службы. Вовремя прибыть на вызов и довезти больного в больницу — значит дать шанс на его спасение. Эта прописная истина видится довольно простой и понятной, однако, как оказалось, — не для всех.

Своим виденьем относительно этой проблемы с редакцией информационного-юридического сайта «Я и Закон» поделился глава Киевского районного суда города Одессы, глава Асоциации следственных судей Украины и наш постоянный эксперт Сергей Чванкин.

К сожалению, на дорогах общего пользования слишком много водителей, у которых отсутствует надлежащее чувство ответственности. Некоторые водители не осознают даже юридической обязанности предоставить преимущество в движении автомобилям медико-санитарной службы, не говоря уже о моральной стороне такого вопроса.

В соответствии с положениями ч.3 ст. 122 КУоАП, непредоставление преимущества в движении транспортным средствам аварийно-спасательных служб, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, полиции, которые двигаются с включенными специальными световыми или звуковыми сигнальными устройствами, непредоставление преимущества маршрутным транспортным средствам, в том числе нарушение правил движения и остановки на полосе для маршрутных транспортных средств влечет наложение штрафа в размере тридцати необлагаемых минимумов доходов граждан, что на сегодняшний день составляет 510 гривен.

А в случае, когда нарушитель добровольно не уплатит соответствующий штраф, вопросами его взыскания будет заниматься государственная исполнительная служба, и сумма денежного взыскания, соответственно, увеличится до 1100 гривен.

Достаточна ли такая мера ответственности за правонарушение, которое может повлечь за собой тяжелые последствия в виде значительного вреда здоровью или даже смерть лица, ожидающего медицинской помощи от врачей?

В Германии штраф для «невнимательных водителей» составляет 200 евро, а если будет установлено, что водитель умышленно создавал помехи для движения спецтранспорта, штраф возрастет до 280 евро, и, соответственно, 320 евро, если водителем был нанесен любой материальный ущерб спецтранспорту или его экипажу.

Нынешние тенденции дорожного движения, в том числе несознательное отношение некоторых водителей к последствиям их легкомысленного поведения на дороге, а также невысокий уровень культуры вождения в целом, указывают на то, что и в нашем законодательстве назревает необходимость реформирования вопроса ответственности таких водителей.

В частности, можно принять во внимание зарубежный опыт — в разы увеличить суммы штрафов. Учитывая общественную опасность деяния, это будет справедливым, и, возможно, поможет в целом уменьшить аварийность на дорогах. Ведь если водитель за рулем настолько невнимательный, что не заметил карету скорой помощи, оснащенную звуковым сигналом и мигающим маяками, то что уж говорить о последствиях встречи такого водителя и вероятного пешехода, который может случайно оказаться на пути его автомобиля?

Дополнительной мерой усиления ответственности могут стать лишение права управления транспортным средством на определенный срок за повторное нарушение предписаний закона или за такие же действия, повлекшие создание аварийно-опасной ситуации. Также дополнительно можно привлекать к уголовной ответственности виновного водителя, если в результате непредоставления им преимущества в движении автомобилю скорой медицинской помощи, пострадавшему было нанесено дополнительный ущерб или произошла его смерть.

Сейчас соответствующие предложения нашли свое частичное отражение в законопроекте от 12.07.2016 г. № 4962, согласно которому законодательно предлагают дополнить Кодекс Украины об административных правонарушениях статьей 122-6:

«Непредоставление преимущества в движении водителями транспортных средств — транспортным средствам аварийно-спасательных служб, скорой медицинской помощи, пожарной охраны, милиции, которые двигаются с включенными специальными световыми или звуковыми сигнальными устройствами —

влечет наложение штрафа от двухсот пятидесяти до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан.

Нарушения, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие создание аварийной обстановки, а именно: заставили других участников дорожного движения резко изменить скорость, направление движения или принять иные меры по обеспечению личной безопасности или безопасности других граждан, которые подтверждены фактическими данными, а именно: объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, свидетелей, показаниями технических приборов и средств фото- и видеонаблюдения и другими документами, —

влекут за собой наложение штрафа от трехсот до четырехсот необлагаемых минимумов доходов граждан или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до двух лет.

Повторное на протяжении года совершение нарушения, предусмотренного частью первой или второй настоящей статьи, —

влечет наложение штрафа от четырехсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до трех лет».

Вопрос криминализации ответственности пока остается открытым и все более актуальным с точки зрения разработки и внедрения эффективного механизма применения подобных санкций к недобросовестным водителям. Стоит помнить, что не само наказание является конечной целью решения данного вопроса. Такой целью является воспитание у водителей уважения к обществу и понимания, что звуки сирены указывают на то, что кому-то нужна срочная помощь, и что ни один участник дорожного движения не должен оставаться в такой ситуации равнодушным.

В дополнение стоит отметить, что современному обществу крайне не хватает человечности – тяжелое финансово-экономическое положение, сложные условия ведения бизнеса и социальное напряжение в обществе приводят к погружению каждого в свои собственные мысли и проблемы, не оставляя места для искренних поступков. Вместе с тем, для того, чтобы менять мир к лучшему, не нужно быть героем, достаточно только оставаться человеком и добросовестно действовать в пределах своих возможностей. В свою очередь, это не только поможет спасти чью-то жизнь, но и в целом повысит уровень жизни украинцев.

Предыдущая статьяЭкс-главу вьетнамской нефтяной компании казнят за хищение госсредств
Следующая статьяДепутат горсовета пытался оформить земельный участок на своего сына
Председатель Киевского районного суда города Одессы, председатель ОО «Ассоциация следственных судей Украины», кандидат юридических наук, доцент.
В 2002 году окончил дневное отделение Одесской национальной юридической академии и получил квалификацию магистр права (диплом с отличием).
Работал с июня 2002 года по ноябрь 2008 года на должности помощника (с 21 июня 2006 года - старшего помощника) прокурора Киевского района города Одессы.
С декабря 2008 года по апрель 2011 года работал на должности судьи Суворовского районного суда города Одессы. С апреля 2011 года по настоящее время возглавляет Киевский районный суд города Одессы.
В 2014 году был инициатором создания «Ассоциации следственных судей Украины», целью которой является совершенствование уголовного и уголовно-процессуального законодательства по защите прав человека.
С сентября 2015 принимает активное участие в реализации проекта «Электронный суд» - первого пилотного проекта в Украине относительно перехода рассмотрения судебных дел в электронном виде.
В 2014 году Киевский районный суд грода Одессы под председательством С.А. Чванкина признан ТУ ДСА в Одесской области лучшим судом Одесской области. С.А.Чванкин в 2014 году был награжден почетной грамотой Совета судей Украины за высокие организаторские способности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь