Действующий Закон Украины «О Службе безопасности Украины» в статье 25 перечисляет права сотрудников, и к этим правам не относится право задерживать лиц по основаниям, в порядке и на сроки, определенные КУ, УПК и КУоАП, другими, и содержать их и лиц, взятых под стражу, в специально отведенных для этого местах. По факту такие действия очень распространенные в практике СБУ.
С целью приведения законодательство в соответствие с фактически сложившимися обстоятельствами, в Парламенте 26 мая зарегистрировали проект Закона Украины «О внесении изменений в Законы Украины «О предварительном заключении» и «О Службе безопасности Украины» (относительно функционирования следственных изоляторов)» №6521.
Он разработан в связи с необходимостью урегулирования на законодательном уровне функционирования фактически существующих учреждений предварительного заключения Службы безопасности Украины и расширения тем самым на учреждения предварительного заключения требований Закона Украины «О предварительном заключении».
Так, согласно проекту Закона, Служба безопасности Украины, ее органы и сотрудники для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право задерживать лиц по основаниям, в порядке и на сроки, определенные Конституцией Украины, Уголовным процессуальным кодексом Украины и Кодексом Украины об административных правонарушениях.
Следственные изоляторы Службы безопасности Украины предлагают отнести к учреждениям для содержания лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано содержание под стражей или к которым применен временный или экстрадиционный арест.
Предложенные проектом Закона изменения позволят установить правовые основания функционирования фактически существующих учреждений предварительного заключения Службы безопасности Украины и обеспечить распространение на них порядка предварительного заключения, установленного Законом Украины «О предварительном заключении».