Недавно, 15 марта 2017 года в Верховной Раде зарегистрировали проект Закона Украины «О внесении изменений в ст. 111 Уголовного кодекса Украины» за №6195.
Проектом Закона предлагается внести изменения в ч.1 статьи 111 Уголовного кодекса Украины путем изменения определения термина «государственная измена», а так же расширив перечень объектов оказания помощи в проведении подрывной деятельности против Украины из иностранного государства на непризнанные (самопровозглашенные) государства.
Часть первая статьи 111 УК дает определение преступления, которое квалифицируется как государственная измена. Впрочем, это определение, перешло из редакции ст.56 Уголовного Кодекса УССР 1960 года, где оно имело такой вид: «Государственная измена, то есть деяние, умышленно совершенное гражданином Украины в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности, обороноспособности или государственной безопасности Украины: переход на сторону врага в военное время или в боевой обстановке, шпионаж, предоставление иностранному государству, иностранной организации или их представителям помощи в проведении подрывной деятельности против Украины».
Исходя из этого, инициаторы законопроекта утверждают, что текущая редакция УК не учитывает современные обстоятельства совершения преступления, предусмотренные ст.111, когда такие действия осуществляются в интересах непризнанных или самопровозглашенных государств и, соответственно, не подпадают под определение «иностранное государство», если это определение толкуется, как государство, признанное ООН.
Существует толкование, что «иностранное государство — это любое государство, кроме Украины, независимо от того, оно признано Украиной как суверенное и имеет ли Украина с нем дипломатические отношения. Впрочем, это толкование не содержит ссылки на признание или непризнание такого со стороны ООН. Соответственно, согласно действующему законодательству, например, Исламское Государство может считаться «иностранным государством», а не террористической организацией, учитывая факт самопровозглашения.
Под иностранной организацией, как следует из содержания диспозиции ст. 111, следует понимать любую государственную или негосударственную организацию, предприятие, объединение, орган другой страны, в том числе политическую партию, религиозную организацию, коммерческое предприятие, а также межгосударственную или международную организацию, в том числе неофициальную, или преступную нелегитимную («теневое» правительство в изгнании», международная террористическая организация), кроме официальной международной организации, членом которой является Украина. Иностранной организацией является также военная, политическая, экономическая, финансовая, пограничная или другая разведка. Но такое определение также нуждается в толковании «другой страны», несмотря на ее признание или непризнание со стороны ООН.
Такая ситуация делает невозможным преследование лиц, совершивших действия, предусмотренные ст.111 в интересах таких самопровозглашенных (непризнанных) государств, как ДНР, ЛНВ, ПМР, Нагорно-Карабахская республика, Абхазия, Южная Осетия, а также другие непризнанные территориальные образования, возникшие в результате оккупации, террористической деятельности, сепаратизма (в том числе такого, что спонсируется из-за границы) и других нарушений международного права.
Например, по результатам Дела №263/9748/16-к относительно гражданина Украины, уроженца города Донецка, главного специалиста 2-го сектора отдела специальной связи Управления Службы безопасности Украины в Донецкой области, с признаками государственной измены (передачи материалов, составляющих государственную тайну участникам преступной организации «Донецкая народная республика» с целью дестабилизации общественно-политической обстановки и потере авторитета органов государственной власти Украины, в период времени с 11.01.2015 года по 15.01.2015 года), лицо было осуждено по статьям ст. 256 ч. 2, 328 ч. 1 УК Украины. То есть, следствие и суд не смогли применить в отношении подозреваемого (обвиняемого) статью 111 УК за то, что преступная организация «Донецкая народная республика» не подпадает под определение «иностранное государство».
Нередки случаи когда совершение действий, подпадающих под статью 111, не могут быть квалифицированы из-за непризнанности самопровозглашенных образований, что влияет на избрание значительно низшей санкции, как в вышеупомянутом случае – 1 год 4 месяца лишения свободы с лишением права занимать должности в правоохранительных органах Украины сроком на 1 (один) год.
Таким образом, практика толкования термина «иностранное государство», а также использование самопровозглашенных образований, нуждается в конкретизации определений в Уголовном Кодексе Украины с целью соответствующей квалификации преступлений и приведения терминологии к современным вызовам и практики, отойдя от терминологии 1960-х годов.
Поэтому, задача законопроекта – приведение ст.111 УК в соответствие к современным вызовам национальной безопасности и обороне Украины со стороны самопровозглашенных и непризнанных территориальных образований.