Результаты квалификационного оценивания судей (кандидатов) предлагают обнародовать

0
855

Сведения о результатах проведения тестирований с целью проверки личных морально-психологических качеств и общих способностей судьи (кандидата на должность судьи) предлагают обнародовать. Об этом говорится в проекте Закона Украины «О внесении изменений в статью 85 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» (относительно обнародования заключения итогов тестирования личных морально-психологических качеств и общих способностей судьи (кандидата на должность судьи))» №6127, зарегистрированном 23 февраля 2017 года.

Авторы законопроекта – народный депутат Украины Юрий Левченко и его помощник Яна Анацька. Необходимость прозрачности и открытости данной процедуры они обосновывают низким уровнем общественного доверия к судебной системе.

По мнению инициаторов законопроекта, прежде всего, необходимо урегулировать вопрос прозрачности при проведении квалификационного оценивания, а также открытость сведения и данные, которые содержатся в судейском досье. «Как показывает практика проведения квалификационного оценивания в конкурсе на должности судей Верховного Суда, законодательство по этому вопросу несовершенно», — говорится в тексте пояснительной записки.

Вспомним, как происходит квалификационное оценивания судьи.

В соответствии со статьями 83-88 и пункта 20 раздела ХІІ «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» Высшей квалификационной комиссией судей Украины проводится квалификационное оценивания с целью определения способности судьи или кандидата на должность судьи осуществлять правосудие в соответствующем суде и соответствия судьи занимаемой должности по определенным законом критериям. Во исполнение указанных норм закона решением Высшей квалификационной комиссии судей Украины от 3 ноября 2016 года №143/зп-16 утверждено Положение о порядок и методологию квалификационного оценивания, показатели соответствия критериям квалификационного оценивания и средства их установления.

Квалификационное оценивание проводится прозрачно и публично, с учетом принципов инстанционности и специализации. Критериями квалификационного оценивания являются компетентность (профессиональная, личная, социальная), профессиональная этика и добропорядочность.

Соответствие судьи критерия личной компетентности оценивается по таким показателям, как когнитивные, эмотивные, мотивационно-волевые качества личности. Эти показатели определяются с помощью соответствующих тестирований личных морально-психологических качеств и общих способностей и оцениваются на основании заключения об итогах таких тестов и по результатам исследования информации, которая содержится в судейском досье и собеседования.

Соответствие судьи критериям социальной компетентности устанавливается показателями коммуникативности, организаторских способностей, управленческих свойств личности и нравственных черт личности (честность, порядочность, понимание и соблюдение правил и норм, отсутствие склонности к контпродуктивних действий, дисциплинированность); Положение предусматривает и другие показатели, оценка которых предусмотрена соответствующей методикой тестирования личных морально-психологических качеств.

Эти показатели определяются с помощью соответствующих тестирований личных морально-психологических качеств, оцениваются на основании заключения об итогах таких тестов и по результатам собеседования и исследования информации, которая содержится в судейском досье.

Морально-психологические качества (интегративность) определяется такими составляющими: понимание и соблюдение правил и норм; способность отстаивать собственные убеждения; дисциплинированность; уважение к другим. Этот показатель определяется с помощью тестирования личных морально-психологических качеств и оценивается на основании заключения об итогах таких тестирований и по результатам исследования информации, которая содержится в судейском досье и собеседования.

Общая оценка интегративности (добродетели) определяется такими составляющими, как честность и порядочность, контрпродуктивное поведение и склонность к злоупотреблениям. В этом же подпункте определено, что показатель, предусмотренный пунктом 12.7 настоящей главы, определяется с помощью соответствующих тестирований личных морально-психологических качеств и оценивается на основании заключения об итогах таких тестирований и по результатам исследования информации, которая содержится в судейском досье и собеседования.

Таким образом, на основании заключения об итогах тестирований личных морально-психологических качеств и общих способностей осуществляется оценка личной и социальной компетентности судьи. Кроме того, минимально допустимый балл, полученный судьей или кандидатом на должность судьи при оценке критериев личной и социальной компетентности, определяется на основании заключения об итогах тестирований личных морально-психологических качеств и общих способностей.

Согласно пункта 2 части 7 статьи 85 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» и пункта 4 главы 4 раздела 2 Положения результаты тестирований личных морально-психологических качеств и общих способностей судьи (кандидата на должность судьи) не подлежат обнародованию и не являются открытыми для общего доступа.

По мнению авторе проекта закона то, что оценка критериев личной и социальной компетентности, происходит в закрытой для общественности форме, нарушает положения как законодательства, так и самого Положения относительно проведения прозрачного и публичного квалификационного оценивания.

С целью устранения вышеуказанного нарушения предлагается исключить из Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» ограничения относительно обнародования сведений о результатах проведения тестирований с целью проверки личных морально-психологических качеств и общих способностей судьи или кандидата на эту должность. Так, законопроектом предлагается из пункта 2 части седьмой статьи 85 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» исключить слова «…сведений о результатах проведения тестирований с целью проверки личных морально-психологических качеств судьи (кандидата на должность судьи), общих способностей судьи (кандидата на должность судьи), а также…».

В случае принятия законопроекта его инициаторы ожидают формирование более квалифицированного и некоррупционного судейского корпуса. Также они рассчитывают на восстановление доверия граждан к суду и судей и усиление авторитета судебной ветви власти путем прозрачного и публичного отбора судей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь