Верховный Суд Украины высказал свою правовую позицию по делу № 6-2776цс16 об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Согласно статье 387 ГК Украины собственник вправе истребовать свое имущество у лица, которое незаконно, без соответствующего правового основания завладело им. Статьей 330 ГК Украины предусмотрено, что если имущество отчуждено лицом, не имеющим на это права, добросовестный приобретатель приобретает право собственности на него, если в соответствии со статьей 388 настоящего Кодекса имущество не может быть истребовано у него.
Одним из случаев, когда имущество возможно истребовать от добросовестного приобретателя, является выбытие такого имущества помимо воли собственника или лица, которому он передал имущество во владение, не по их воле (пункт 3 части первой статьи 388 ГК Украины). По смыслу указанной нормы имущество, которое выбыло из владения собственника на основании решения суда, принятого в отношении этого имущества, но в дальнейшем отмененного, следует считать выбывшим из владения собственника помимо его воли.
Кроме того, вмешательство государства в право на уважение своей собственности, в том числе и лишение лица права собственности на имущество путем его истребования в пользу государства в целом является предметом регулирования статьи 1 Протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее — Первый протокол Конвенции), что ратифицирован Законом Украины № 475/97-ВР от 17 июля 1997 года.
Устоявшаяся практика ЕСПЧ (среди многих других, решение ЕСПЧ по делам «Спорронг и Льоннрот против Швеции» от 23 сентября 1982 года, «Джеймс и другие против Соединенного Королевства» от 21 февраля 1986 года, «Щекин против Украины» от 14 октября 2010 года, «Серков против Украины» от 7 июля 2011 года, «Бывший король Греции и другие против Греции» от 23 ноября 2000 года, «Булвес» АД против Болгарии »от 22 января 2009 года,« Трегубенко против Украины »от 2 ноября 2004 года, «East / West Alliance Limited» против Украины »от 23 января 2014) свидетельствует о наличии трех критериев, которые следует оценивать на предмет совместимости мероприятия вмешательства в право человека на мирное владение имуществом с гарантиями статьи 1 протокола, а именно: является ли вмешательство законным; или преследует оно «общественный», «публичный» интерес; является ли такое мероприятие (вмешательство в право на мирное владение имуществом) пропорциональным определенным целям.
Статья 1 Протокола гарантирует защиту права на мирное владение имуществом лица, которое законным путем, добросовестно приобрело имущество в собственность, и для оценки соблюдения «справедливого баланса» в вопросах лишения имущества имеют значение обстоятельства, по которым имущество было приобретено в собственность, поведение лица, из собственности которого имущество истребуется.