Будет ли урегулирован вопрос применения антикоррупционных механизмов?

0
347

 

Действующее законодательство предусматривает привлечение общественности к формированию, реализации и мониторингу антикоррупционной политики, осуществлению общественного контроля за деятельностью Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции и Национального антикоррупционного бюро Украины. С этой целью введены Общественные советы.

Они наделены широкими полномочиями и существенно влияют на деятельность ключевых органов по предупреждению и противодействию коррупции в государстве, однако, действующее законодательство не предусматривает никаких средств по предотвращению конфликта интересов в их деятельности.

Аналогичная ситуация и с членами Общественного совета добродетели, который создается с целью содействия Высшей квалификационной комиссии судей Украины по установлению соответствия судьи (кандидата на должность судьи) критериям профессиональной этики и добродетели для оценивания.

Однако в последнее время участились случаи обвинения общественностью отдельных значимых представителей общественных организаций в их недоброчестности. Это дискредитирует идею народного контроля в сфере предотвращения и противодействия коррупции, негативно сказывается на имидже соответствующих лиц, государства.

Решение такой ситуации возможно путем распространения на вышеупомянутых лиц определенных превентивных антикоррупционных механизмов, в том числе и финансового контроля. Это бы минимизировало спекуляции вокруг их состояния.

Поэтому, народным депутатом Юрием Деревянко был предложен проект закона №5318 от 28.10.2016 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно расширения сферы финансового контроля и урегулирования отдельных вопросов применения антикоррупционных механизмов».

Целью законопроекта является обеспечение большей прозрачности в деятельности субъектов, причастных к осуществлению мер предотвращения и противодействия коррупции, а также устранения противоречивого регулирования и пробелов в законодательных актах, определяющих применение антикоррупционных механизмов.

Предлагается внести следующие положения:

1) определить принадлежность председателя и членов Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации, Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, членов Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, Счетной палаты, представителей Уполномоченного ВРУ по правам человека к должностным лицам, которые занимают ответственное и особо ответственное положение (изменения в статью 50 Закона Украины «О предотвращении коррупции»), в связи с чем на указанных лиц будет распространяться обязанность по предоставлению и публикации деклараций 2015 года путем заполнения на официальном сайте Национального агентства декларации.

Предлагается урегулировать вопрос предоставления указанными лицами первой декларации. Таким образом они будут обязаны в течение 60 календарных дней со дня вступления в силу подать ежегодные декларации за 2015 год.

2) проводить в соответствии с Законом Украины «О предотвращении коррупции» специальную проверку лиц, претендующих на занятие должностей, указанных выше;

3) урегулировать вопрос подведомственности следственным органам государственного бюро расследований преступлений, совершенных указанными выше должностными лицами, а коррупционных преступлений — детективам Национального антикоррупционного бюро Украины, а также вопрос коллегиального осуществления уголовного производства в суде по указанной категории лиц (изменения в статьи 31 и 216 Уголовно-процессуального кодекса Украины);

4) отнести к субъектам, на которых распространяется действие Закона Украины «О предотвращении коррупции»:

лиц, входящих в состав Общественного совета добродетели, Общественного совета при Национальном агентстве по предупреждению коррупции, Совета общественного контроля при Национальном антикоррупционном бюро Украины, тем самым распространив на них положения Закона Украины «О предотвращении коррупции» об ограничении использования своего положения, получение подарков, о предотвращении получению неправомерной выгоды или подарка и обращения с ними, о предотвращении и урегулировании конфликта интересов;

физических лиц, получающих денежные средства, имущество в рамках реализации в Украине программ (проектов) международной технической помощи в области предупреждения, противодействия коррупции или выполняют работы, предоставляют услуги, финансирование (оплата) которых осуществляется за счет такой помощи;

физических лиц — руководителей или членов высших органов управления, других органов управления общественных объединений, других предпринимательских обществ, осуществляющих деятельность, связанную с предотвращением, противодействием коррупции (перечень таких обществ и объединений должно формировать Национальное агентство по предупреждению коррупции и обнародовать его ежегодно не позднее 31 декабря на официальном сайте);

физических лиц, входящих в состав руководящих постоянно действующих уставных органов политических партий (изменения в части первой статьи 3 Закона Украины «О предотвращении коррупции»);

5) установить единые требования относительно прозрачности и доступа к информации о лицах, уполномоченных на выполнение функций государства и местного самоуправления, и лиц, которые законопроектом относятся к субъектам электронного декларирования (изменения в статью 60 Закона Украины «О предотвращении коррупции»);

Принятие законопроекта будет способствовать большей прозрачности в деятельности всех субъектов, вовлеченных в осуществление мер по предотвращению и противодействию коррупции, а также устранит ряд пробелов, установив осуществление декларирования всеми субъектами.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь