Об успехах и проблемах внедрения проекта «Электронный суд» в Киевском районном суде г. Одессы издательству «Я и закон» рассказал председатель Киевского районного суда г. Одессы Чванкин Сергей Анатольевич.

 

Решением Совета судей Украины № 71 от 11.12.2014 года утверждена Стратегия развития судебной системы в Украине на 2015-2020 годы, согласно которой одним из направлений развития судебной системы является «Электронное правосудие». С сентября 2015 года в Киевском районном суде г.Одессы (при поддержке и участии проекта USAID «Справедливое правосудие», ТУ ГСА) Советом судей Украины принято решение о внедрении проекта «Электронный суд».

С сентября 2015 года в Киевском районном суде г. Одессы реализуется проект «Электронный суд».

Цель проекта – обеспечить обмен документами в электронном виде между судом и учасниками процесса, способствовать постепенному переходу документооборота суда в электронный формат, ускорить прохождение дел и обмен информации в суде.

Внедрение этого проекта не простое дело, ведь многие из судей, сотрудников суда начинали работать в суде еще при печатных машинках. Однако организация процесса осуществления судопроизводства существенно изменилась за последние 25 лет: применение компьютеров, ведение аудиозаписи процесса, автоматизированного распределения дел и др. Но, к сожалению, участники судопроизводства до сих пор пребывают в «бумажно-почтовом» веке!

Нельзя сказать, что это только наша проблема – многие национальные системы судопроизводства только начинают внедрять отдельные элементы электронного судопроизводства. Полный переход в исключительно электронное судопроизводство – это очень дорогая программа, кроме того, требующая значительных законодательных изменений.

Нужно учитывать, что для полноценного внедрения проекта «Электронный суд» необходимо обеспечить: 1) поступления процессуальных и непроцессуальных документов в электронном формате, скрепленных электронно-цифровой подписью путем направления на официальный электронный адрес суда; 2) формирование, рассмотрение и движение дел по судебным инстанциям, хранение дел в электронном виде. Возможность ознакомления с материалами дела в электронном кабинете; 3) автоматическое оформление исполнительных документов и направления их в исполнительную службу; 4) обмен информацией между другими государственными органами и учреждениями: прокуратурой, миграционной службой, исполнительной службой, национальной полицией, фискальными органами, бесплатной вторичной правовой помощи, пограничной службой.

С сентября 2015 года в электронном виде в Киевский районный суд г. Одессы поступило около 2300 гражданских исков, налажено взаимодействие между судами, адвокатами, центром по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи, банковскими учреждениями.

Но, к сожалению, говорить о том, что это количество исковых заявлений обусловлено реальным спросом на услуги «Электронного суда» со стороны участников процесса нельзя. Большая часть этих исковых заявлений поданы в суд в электронном виде на фоне широкой «рекламной» поддержке этих новаций со стороны нашего суда: на сайте суда, по телевидению мы пытаемся доказать преимущества «Электронного суда». Однако, участники процесса еще не очень инициативно подключаются к этим новациям. Основная причина – отсутствие в ГПК норм, которые бы их внедряли. Перспектива все равно дублировать большое количество документов в бумажном виде сводит на нет попытку распространить «популярность» электронно-цифрового общения между судом и участниками процесса.

Действующие ГПК и УПК, как и другие процессуальные кодексы, не позволяют нам внедрять идеи «Электронного суда» полноценно.

Очень кратко, отмечу, что ГПК не предусматривает возможности:

1) извещения или вызова лиц, участвующих в деле, по электронной почте.

2) подачи иск в суд в электронном виде;

3) формирования материалов дела в электронном виде;

4) направления суда апелляционной или кассационной инстанции дела в электронном виде;

5) и др.

Поэтому судьями Киевского районного суда. Одессы, в рамках работы Ассоциации следственных судей Украины, активно разрабатываются и обсуждаются изменения процессуального законодательства, готовятся законопроекты.

Кроме подачи искового заявления в электронной форме нужно расширять понятие «Электронный суд» за счет перевода в электронную форму документооборот среди государственных органов. Так, Киевским районным судом г. Одессы налажено сотрудничество с Главным управлением Государственной миграционной службы Украины в Одесской области. Существенным образом ускоряет рассмотрение дел направление в электронном виде запроса в Адресно-справочное бюро и получение электронного ответа в течении суток.

Налажено сотрудничество с исполнительной службой. Но процессуальный закон не предусматривает возможности направления как взыскателю, так и органам исполнительной службы исполнительного листа в электронном виде. Необходимо внести изменения в ГПК Украины и Закон Украины «Об исполнительном производстве».

Государственной фискальной службе направлено 23 исполнительных документа в электронном виде, однако ввиду того, что действующим законодательством предусмотрено направление исполнительных листов в бумажном виде, приходится одновременно направлять и их.

В настоящее время достигнута договоренность с Одесским научно-исследовательским институтом судебных экспертиз об обмене документами в электронном виде, но их также нужно дублировать в обычном виде.

Между прокуратурой и судами начато направление материалов (санкции, обыск, другие ходатайства следователей) в электронном виде. Достигнута договоренность с руководством полиции в Одесской области о направлении дел об административных правонарушениях, а также Южным Региональным управлением Государственной пограничной службы Украины о направлении административных материалов на электронный адрес суда. Но с обязательной отправкой документа в бумажном виде.

Таким образом, большинство опций «Электронного суда» сегодня полноценно не работают именно из-за отсутствия законодательной поддержки этой современной, необходимой, экономической, эффективной новации. Силами нашего суда налажен документооборот с различными государственными и негосударственными организациями. Однако для такого, чтобы такой документооборот был системным и не нуждался дублировании в бумажном виде, необходимые законодательные изменения. Только так удастся создать реально работающую и удобную систему.

Без этих изменений далее развиваться электронное правосудие не сможет. Например, зарегистрированные на сегодня более 2000 «электронных дел» в Киевском районном суде города Одессы не могут существовать исключительно в электронном виде. Для соблюдения действующего законодательства мы вынуждены дублировать все электронные документы в обычном бумажном виде для формирования дела. Это еще раз подчеркивает необходимость срочного изменения законодательства иначе все разговоры о расширении системы «Электронный суд» останутся на бумаге, в крайнем случае на плечах отдельных энтузиастов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here