Взаимосвязь Единой информационно-аналитической системы «Дети» и системы электронного правосудия

Развитие цифровой информационной среды оказывает широкий круг возможностей для оптимизации и совершенствования работы органов государственной власти. Одним из важных секторов электронного управления сегодня является система электронного правосудия.

 Взаимосвязь Единой информационно-аналитической системы «Дети» и системы электронного правосудия специально для издания "Я и закон" проанализировала  к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса НУ «ОЮА» Яницкая Инна Анатольевна.

Процесс информатизации всех сфер общественной жизни в Украине стартовал с момента принятия Закона Украины «Об основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007-2015 годы» от 9 января 2007 № 537-V. С 2013 г. в Украине действует Концепция отраслевой программы информатизации судов общей юрисдикции и других учреждений судебной системы, которая была согласована в рамках Национальной программы информатизации [1]. С целью реализации положений Концепции приказом ГСА Украины от 7 сентября 2012 № 105 был утвержден временный регламент обмена электронными документами между судом и участниками судебного процесса [2], который определяет порядок представления участниками судебного процесса в суд документов в электронном виде, передача таким участникам процессуальных документов в электронном виде параллельно с документами в бумажном виде в соответствии с процессуальным законодательством. Этим приказом было также определено порядок регистрации и работы пользователей в системе, представления и получения судом электронных документов, а также отправка документов пользователю.

Следует учитывать, что система электронного правосудия не является изолированной и находится в динамическом взаимодействии с другими элементами системы.

Сегодня необходимы шаги, направленные на доработку функциональных связей, в частности, существующей Единой информационно-аналитической системой «Дети», которая содержит банк данных о детях-сиротах, детях, лишенных родительской опеки, и семьи потенциальных усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей.

В 2005 году в соответствии с необходимостью усовершенствования социальной защиты детей, реализации их права на здоровое развитие и семейное воспитание, повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти, введение в Украине единого электронно- статистического учета (Единого банка данных) детей названной категории были утверждены порядок ведения банка данных о детях-сиротах и детях, лишенных родительской опеки [3].

Банк данных о детях-сиротах и детях, лишенных родительской опеки, было определено, как целостную автоматизированную электронно- информационную систему сбора материалов, сформированных на уровне сельского (поселкового) совета, районной (городской), областной служб по делам несовершеннолетних, Министерства Украины по делам молодежи и спорта относительно детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, с целью усовершенствования их социальной защиты, повышения эффективности деятельности центральных, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в интересах таких детей, а также данных о гражданах, желающих принять детей на воспитание в семью. Впоследствии, в 2007 году был утвержден порядок ведения Единого электронного банка данных детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, и граждан, желающих взять их на воспитание, и порядок ведения Единого электронного банка данных детей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях [4 ].

Этот банк данных определялся уже не только как единая информационная, но и как единственная аналитическая электронная система учета детей указанных категорий и граждан, желающих взять ребенка на воспитание. Уже в 2008 году были утверждены не только Порядок ведения Единого электронного банка данных о детях-сиротах и детях, лишенных родительской опеки, и семьи потенциальных усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей; Порядок ведения Единого электронного банка данных детей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, но и форма электронной учетно-статистической карточки ребенка и форма электронной регистрационной карточки кандидатов в усыновители.

И наконец в 2015 году был утвержден новый Порядок ведения банка данных о детях-сиротах, детях, лишенных родительской опеки, и семьи потенциальных усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей и форма электронной учетно-статистической карточки ребенка; форма электронной учетно-статистической карточки кандидата, желающего взять на воспитание в свою семью ребенка-сироту, ребенка, лишенного родительской опеки (кандидатов в усыновители, потенциальных опекунов, попечителей, приемных родителей, родителей- воспитателей) [5].

Следует обратить внимание на то, что уже в самом документе более пространно раскрыто функционал обозначенной базы данных (Банке данных). При этом в Приказе Минсоцполитики от 28.12.2015 № 1256 указано, что Банк данных ведется в Единой информационно- аналитической системе «Дети» в соответствии со ст.ст. 13, 14 Закона Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки». Единая информационно-аналитическая система «Дети» единственная организационно-техническая, информационно-аналитическая система, предназначенная для накопления, хранения, учета, поиска и использования данных о детях-сиротах, детях, лишенных родительской опеки, детей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители- воспитатели и усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей. В 2016 году был утвержден Порядок обработки персональных данных в базе персональных данных и в Единой информационно-аналитической системе «Дети» [6].

Было определено, что при осуществлении учета детей, оставшихся без родительской опеки, детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки сведения о ребенке вносятся в Банк данных пользователями местного уровня на основании приказа соответствующей службы по делам детей о постановке на первичный учет детей, которые остались без родительской опеки, детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в день издания приказа. При этом данные о ребенке вносятся в электронную учетную карточку ребенка исключительно на основании оригиналов документов. Таким образом, можно констатировать, что в последние годы произошли достаточно динамичные изменения при совершенствовании функционирования Банка данных о детях-сиротах, детях, лишенных родительской опеки, и семьи потенциальных усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей.

При этом обоснованным было бы доработать некоторые моменты в функционировании данной базы данных с учетом необходимости согласовать накопления юридических фактов при судебном установлении опеки (попечительства) над детьми, лишенными родительской опеки. Ведь сегодня в судебном порядке опека (попечительство) над ребенком, лишенным родительской опеки, устанавливается фактически до того, как ей будет предоставлен официальный статус ребенка, лишенного родительской опеки [7]. В частности, целесообразно в рассматриваемом случае представить полномочия, обязать соответствующий орган опеки и попечительства, предоставить ребенку статус ребенка, лишенного родительской опеки, с последующей передачей этой информации соответствующей службе по делам детей для занесения этих данных в Банк данных.

При этом решение суда об установлении опеки (попечительства) над детьми, лишенными родительской опеки, должно набирать законную силу только после занесения данных в Банк данных о детях-сиротах, детях, лишенных родительской опеки, и семьи потенциальных усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей, а также в электронную учетно-статистическую карточку ребенка и учетно-статистическую карточку кандидата, желающего взять на воспитание в свою семью ребенка-сироту, ребенка, лишенного родительской опеки. Суд должен быть уведомлен о принятых мерах в обратном порядке.

Список літератури:

1. Бринцев О. В. «Електронний суд» в Україні. досвід та перспективи : монографія / О. В. Бринцев. – Харків : Право, 2016. – 72 с. – (Серія «Інноваційне суспільство і розвиток законодавства»)

2. Тимчасовий регламент обміну електронними документами між судом та учасниками судового процесу : затверджено Наказом держ. суд. адміністрації України від 07.09.2012 №105 [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://ki.court.gov.ua/tu11/87/72/

3. Про затвердження Порядку ведення банку даних про дітей-сиріт та дітей, позбавлених батьківського піклування : Мінмолодьспорт України; Наказ, Порядок від 29.07.2005 № 1466 // Офіційний вісник України. – 2005. - № 34, стор. 165, стаття 2088, код акту 33410/2005

4. Про ведення Єдиного електронного банку даних дітей-сиріт, дітей, позбавлених батьківського піклування, і громадян, які бажають взяти їх на виховання, та Єдиного електронного банку даних дітей, які опинились у складних життєвих обставинах : Наказ Мінсім'ямолодьспорт України від 28.04.2007 № 1386 // Офіційний вісник України. – 2007. - № 41. - стор. 332, стаття 1647

5. Про ведення банку даних про дітей-сиріт, дітей, позбавлених батьківського піклування, і сім’ї потенційних усиновлювачів, опікунів, піклувальників, прийомних батьків, батьків-вихователів : Наказ Мінсоцполітики України від 28.12.2015 № 1256 // Офіційний вісник України. – 2016. - № 27. - Стор. 100, стаття 1076

6. Про затвердження Порядку обробки персональних даних у базі персональних даних і в Єдиній інформаційно-аналітичній системі «Діти» : Наказ Мінсоцполітики України від 01.07.2016 № 717 // Офіційний вісник України. – 2016. - № 64. - Стор. 150, стаття 2164 7. Яніцька І. А. Опіка і піклування як форма влаштування дітей-сиріт та дітей, позбавлених батьківського піклування : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / Інна Анатоліївна Яніцька ; НУ «ОЮА» - Одеса, 2015. - 20 с.

 

 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий